Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потеря, болезнь, смерть животного






Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: «Когда кошку бьют», «Мама едет отдавать собаку по име­ни Джина породы коккер-спаниель», «Кошка упала из окна», «Болезнь попугая», «Я облил кипятком кошку», «Умер хомяк», «Умерла попугаиха Клаша», «Потеря ежа», «У меня заболела и умерла кошечка Лиза», «Убежал ко­тенок», «Плохие люди задавили мою Матильду», «Мой дядя забрал двух моих попугаев», «У меня умер снегирь», «Закололи любимую куру», «Отдали кота, потому что за­вели собаку». Можно видеть, что переживания у детей вызвала смерть или пропажа животного, разлука с люби­мым питомцем или сострадание его мучениям.

Рассказ девятилетнего Андрея В.: «Мой котик умер год назад. Приезжаю на дачу: пришел его покормить. Вижулежит с закрытыми глазами. Оказалось, умер. Мы пошли с дедом и похоронили. Плохие были чувства, даже не выразить: тяжело, грустно, тоскливо. Хотя и по улицам бродил, и грязный — все равно хороший был котик. До конца лета переживал» [11].

Животные — верные друзья детей. С такими друзья­ми можно играть, делиться горем и радостью, доверять самые сокровенные тайны. Друг скрасит одиночество, ус-юкоит в трудную минуту и всегда будет с тобой. Животные — это защита детей, и реальная, и психологическая. Животные не умеют говорить, поэтому от них ребенок никогда не услышит, что он «неряха», «неумеха» или «растяпа». Зато своему любимцу можно не только все вы­сказать, но даже отругать, наказать и ударить. По отно­шению к людям, особенно взрослым, это не каждый себе позволит. Для многих детей, особенно для девочек, жи­вотное — это ребенок, за которым можно ухаживать, ко­торого можно растить и воспитывать. Неудивительно, что в рисунках девочек, которые приняли участие в нашем исследовании, проблемы с животными встречались в 2 раза чаще, чем в рисунках мальчиков. Кроме того, обнимая и прижимая к себе своих собак и кошек, дети удовлетворяют также свою детскую сексуальную потребность в привя­занности и ласке.

Болезнь и смерть любимых животных дети переносят очень тяжело. Для многих из них такая ситуация — это первый опыт сострадания мучениям близкого существа, мучениям, которые порой ничем нельзя облегчить. Это первый опыт переживания горя от невосполнимой поте­ри, первая встреча со смертью. Если родители и другие взрослые люди сумели поддержать своих детей в эту труд­ную минуту, разделить с ними их чувства, помочь оты­скать потерянного друга или вылечить его от болезни, если они вместе с ребенком будут переживать боль утра­ты — детям будет намного легче пережить эту тяжелую для них ситуацию.

Если родители окажутся в стороне, или даже будут способствовать разлуке с любимым животным, — обида ребенка на них может сохраниться на всю оставшуюся жизнь. В этой связи хочется привести отрывок из воспо­минаний знаменитого чешского кинорежиссера М. Фор­мана. В восемь лет ему подарили собаку. «Это была ры­жевато-коричневая такса, — вспоминает Форман, —...ще­нок был лучшим подарком, который я когда-либо получал на Рождество. Я назвал его Рек, мы стали друзьями. Боль­шую часть своего свободного времени я проводил с Ре-ком. Он наносил заметный урон нашему семейному бюд­жету, но я готов был голодать, лишь бы накормить его, хотя маме это вовсе не нравилось. Я был счастлив, что Рек — такса, а не сенбернар. Однако в один злосчастный день аппетит Река сыграл с нами злую шутку. Его оста­вили дома одного, и он прорыл дыру под изгородью в саду и залез в курятник. Он не пощадил ни одной из наших карликовых кур. По мнению моей мамы, убийца не мог рассчитывать на снисхождение. На следующее ут­ро крестьянин с кривыми зубами, живущий в соседней деревне, пришел к нам. Мама вырвала Река из моих рук и отдала этому человеку. Я отбивался, кричал, плакал, но они были сильнее меня, и таким образом мама продала мою собаку за новый выводок кур-лилипуток. Я должен признаться, что утрата Река была самым болезненным событием моей жизни», — заключает М. Форман и до­бавляет: «Жестоким фактом моей жизни остается, что все большие потери моего детства были для меня обыденны­ми, ни одна из них не потрясла меня, но разлука с таксой причинила мне жгучую боль. Я дрался за Река физиче­ски, я дрался за него против собственной матери, кото­рую так любил...» [109].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.