Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Болезни и смерть близких людей






Названия рисунков детей говорят сами за себя: «Умер дедушка», «Умерли папа и мама (вообразил)», «Брат сло­мал руку», «Брат сломал ногу», «У мамы болит нога», «Папа попал в аварию», «Умерла бабушка», «Умерла пра­бабушка», «Мама попала под машину», «Мой дедуля час­то болеет».

Особое качество детей, поддерживающее их в труд­ные минуты, — вера в то, что будущее окажется благопо­лучным. Даже переживая смерть родителей, дети исполь­зуют защитный механизм в форме отвергания смерти, — несмотря на то, что уже имеют о ней некоторое пред­ставление. Когда ребенок теряет надежду на благопо­лучное будущее, он останавливается в своем развитии и может даже регрессировать. Д. Н. Исаев, всесторонне изучивший формирование понятия смерти в детском возрасте, отмечает, что для ребенка смерть любого члена семьи — психическая травма [41]. При приближении не­избежной смерти близкого человека возникает острый страх остаться одному, первично основанный на страхе разрыва с матерью. Если у дошкольников непосредст­венная реакция на смерть обычно отсутствует, то млад­шие школьники уже могут комментировать происходя­щее, хотя отношение к смерти тоже может казаться не­адекватным. У них острая реакция на потерю часто не возникает немедленно, даже если и появляется печаль. В некоторых случаях вместо непосредственных реакций наблюдаются отдаленные, лишь спустя год, проявления горя.

Рассказ Максима 3., 10 лет [11]: «Мне не хочется вспоминать, как мой дедушка умер. Меня всего пере­полнило горем и виной, когда умер мой дедушка. Вину испытал, потому что я всегда строил козни дедушке и ругался с ним. Корову пугал, собаку дразнил, свиней гни­лыми яблоками кормил...»

Рассказ Андрея С., 8 лет [11]: «Когда мой папа за­болел аппендицитом, я плакал. У меня болела голова, и я плохо учился. У меня лилась из носа кровь. Я еще делал уроки очень плохо. Когда он вышел из больницы, я был очень рад. Я боялся, что он умрет».

Как уже было отмечено, сила детей — в убежденно­сти, что будущее окажется благополучным. Росток спо­собности рассуждать защищает ребенка от разочарований, доставляемых окружающим миром. Однако силы защи­ты не беспредельны, и такие мощные травмирующие со­бытия, как болезни и смерть близких людей могут нару­шить его нормальное развитие и даже привести к регрес­су. В младшем школьном возрасте резко увеличивается распространенность страха перед смертью родителей (у 98% мальчиков и у 97% девочек). Под влиянием повы­шенной эмоциональной чувствительности или непра­вильного воспитания беспокойство о возможном прекра­щении жизни может реализоваться в тяжелых и интен­сивных переживаниях. Представления детей о смерти имеют возрастные и культурные особенности. Во-пер­вых, они представляют ее в виде человека. Так, дети 5— 9 лет нередко либо связывают смерть с определенным лицом, либо идентифицируют ее с покойником. Во-вто­рых, они думают, что смерть невидима и прячется в та­ких местах, как кладбище. Часто смерть понимается как привидения и покойники, которые крадут детей. Неко­торые дети считают, что смерть — это наказание за пло­хие дела.

Как бы ребенок ни представлял себе смерть, необхо­димо организовать его поведение таким образом, чтобы снизить травматические последствия потери. Одним из таких приемов является оплакивание. Традиции проща­ния, похорон, поминок, оплакивания призваны способ­ствовать отреагированию душевной травмы. Тем самым задача оплакивания близкого человека сводится к облег­чению вследствие ослабления привязанности и зависи­мости от него. Когда переживание печали не приносит облегчения, у детей нередко наблюдаются различные психические феномены, вплоть до появление призрака родителя. Потеря родителя может привести к снижению настроения, нарушениям сна, ночным кошмарам, умень­шению массы тела, головным болям, потере интереса к учебе и к другой активной деятельности, отказу от посе­щения занятий. В результате пережитого понятие о смер­ти изменяется и может закрепиться реакция регресса.

Как отреагирует ребенок и как он будет адаптиро­ваться к этой трагедии, зависит от многих факторов: его возраста в момент смерти; пола родителя, который умер; обстоятельств, при которых произошла смерть; поведе­ния оставшихся членов семьи и их способности воспол­нить утрату своим душевным участием. Таким образом, у дошкольников и младших школьников потеря близкого человека сказывается как на непосредственных пережи­ваниях, так и на последующем развитии их личности, приводя к самым разным эмоциональным и поведенче­ским отклонениям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.