Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дети в трудных и неприятных жизненных ситуациях






Черной ветке

не грустно.

Белому снегу

не грустно.

И все-таки очень грустно.

 

Утром сердилась мама.

Пес соседский простужен.

А подружка ушла

к новой своей подружке.

Ояр Вациетис (перевод М. Яснова)

Вырастая, люди, как правило, забывают большинство своих детских неприятных переживаний. Поэтому взрос­лые не всегда могут понять, что нарушает душевное рав­новесие ребенка. По сравнению с проблемами самих взрослых: нехваткой денег, потерей работы, разводами и болезнями, — детские горе и радости порой кажутся им не заслуживающими серьезного внимания. Дети тоже не всегда склонны делиться переживаниями со своими ро­дителями. На наш вопрос: «Могут ли родители понять детские неприятности?» — один мальчик ответил так: «Конечно, не могут. Им же надо спать!» И этим он сразу со своей позиции осветил интересующую нас проблему.

Для того чтобы причины нарушения душевного рав­новесия у детей стали не только понятны заинтересован­ным взрослым, но и приобрели для них конкретное со­держание, мы попросили детей припомнить те сложные и травмировавшие их жизненные ситуации, которые ко­гда-либо вызывали у них состояние напряжения и беспо­койства, т. е. послужили источниками отрицательных пе­реживаний. Приняв во внимание, что мышление у ре­бенка более конкретно, чем у взрослого, мы попросили сначала такие ситуации нарисовать. Затем перед детьми поставили задачу дать названия этим рисункам и соста­вить по ним рассказы. Анализ рисунков на тему «Непри­ятные ситуации» позволил выделить наиболее характер­ные из них (табл. 3).

Таблица 3 Причины нарушения душевного равновесия у детей

Мы понимаем, что, используя по сути метод прямого опроса, выявили только те неприятные события, о кото­рых дети сами захотели нам рассказать, — не боясь, не стесняясь и не испытывая при этом чувства вины. Ко­нечно, существует множество других скрытых (запрет­ных или просто плохо осознаваемых ребенком) ситуа­ций, выявить которые детям не позволяют механизмы подсознательной защиты. Однако наш опыт показывает, что даже «открытые» для обсуждения неприятные ситуа­ции и переживания не известны многим учителям, ро­дителям и даже психологам. Например, наши рассказы о том, что ребенок не может забыть улетевшего в ночь попугая или переживает месяцами по поводу разбитой чашки, нередко являлись для взрослых откровением [11]. В связи с этим представляется полезным не только дать комментарии к событиям, перечисленным в табли­це 3, но также обратить внимание на названия рисунков, чтобы охватить всю картину тревог, обид и огорчений у детей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.