Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация гидросамолетов
Работы по созданию самолетов, приспособленных для взлета с водной поверхности и посадки на нее, начались практически одновременно с работами по созданию самолетов, базирующихся на земле. 28 марта 1910 года первый полет на гидросамолете (от греч. hydor — вода) и самолет собственной конструкции совершил француз А. Фабр. Исторически сложилось так, что у истоков отечественного воздухоплавания и авиации стояли офицеры военно-морского флота России. Первыми в мире они разработали тактику морской авиации, осуществили Географические и стратегические особенности театров военных действий того времени, протяженные морские границы на Балтийском и Черном морях, отсутствие специально оборудованных аэродромов для эксплуатации сухопутных самолетов и, в то же время.обилие крупных рек, озер, свободных морских пространств обусловили потребность создания морского самолетостроения в нашей стране. Развитие гидроавиации началось с постановки сухопутного самолета на поплавки. Первые поплавковые гидросамолеты (рис. 8.4) имели два основных
Первые две группы имеют возможность производить посадку и отрыв исключительно с поверхности воды, аппараты третьего типа (амфибии) пользуются как сухопутными, так и морскими аэродромами. Поплавковые самолеты. По внешнему виду поплавковый самолет является нормальным типом сухопутного самолета с тем лишь различием, что место колес занимают поплавки.
поплавками малого объема, расположенными на концах крыла. Однопоплавковые самолеты легки, малогабаритны и применялись для катапультного взлета с палубы корабля. Они производили посадку только на воду В двухпоплавковых самолетах (рис. 8.5, б) оба поплавка воспринимают всю нагрузку и обеспечивают продольную и поперечную остойчивость. В свое время они были распространены, но в наши дни встречаются редко, так как имеют большое аэродинамическое сопротивление. Трехпоплавковые самолеты (рис. 8.4) имеют в настоящее время лишь исторический интерес. Лодочные гидросамолеты. Рост размеров и масс гидросамолетов и, как следствие, pocт размеров поплавков позволил размещать в них экипаж и оборудование, что привело к созданию гидросамолетов типа «летающая лодка» однолодочной схемы и двухлодочной схемы — катамаран (oт тамильского каттумарам, буквально — связанные бревна). Летающая лодка вследствие своих высоких мореходных свойств и достаточно хорошей аэродинамики является основным типом гидросамолета в современной авиации. Однолодочные гидросамолеты бывают трех разновидностей: 1) летающие лодки с опорными поплавками; 2) лодки с несущими (водоизмещающими) поплавками; 3) лодки с плавниками. Первая разновидность лодок является в настоящее время наиболее распространенной (рис. 8.6). Лодка воспринимает всю гидростатическую и гидродинамическую нагрузку. Опорные поплавки, которые Рис. 8.6. Схемы летающей лодки:
Особую разновидность лодочных гидросамолетов составляют лодки с так называемыми плавниками. Плавники можно рассматривать как развитые по ширине несущие поплавки, которые крепятся непосредственно к бортам лодки у поверхности воды. Плавники в поперечном сечении имеют форму профиля крыла и в полете создают дополнительную подъемную силу, разгружая крыло. В плане плавники имеют трапецеевидную форму с небольшим удлинением. Несмотря на некоторые аэродинамические преимущества плавников по сравнению с несущими Двухлодочные самолеты (рис. 8.8) в отличие от
Применялись эти гидросамолеты обычно в качестве торпедоносцев и бомбардировщиков.
Поперечная остойчивость амфибий обеспечивается опорными поплавками, расположенными на концах крыла. Несмотря на свои большие преимущества в смысле возможности базирования на сухопутные и морские аэродромы, всем амфибиям присущ общий недостаток – дополнительное лобовое српротивление и дополнительный вес конструкции шасси. Но тем не менее, амфибии применяются в настоящее время. В зависимости от того, каким способом обеспечивается базирование и эксплуатация самолета с поверхности акваторий (от латинского aqua – вода) – гидродромов, можно провести такую классификацию гидросамолетов: Рис. 8.10. Классификация гидросамолетов по cnoco6v обеспечения базирования на воде
Интегральная схема наиболее целесообразна для тяжелых многоцелевых океанских гидросамолетов. Частично погруженное в воду крыло позволяет уменьшить размеры лодки и повысить аэрогидродинамическое совершенство гидросамолета. Таким образом, технические решения, обеспечивающие базирование и эксплуатацию самолета
|