Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риторические тропы – употребление слов в переносном экспрессивном значении






-тропы отражают ход познавательной деятельности человека;

-тропы отражают субъективный взгляд на мир, выражают оценки, эмоции;

- тропы дают возможность слушателю получить удовольствие от речи

-тропы обладают смысловой емкостью, что помогает кратко передать сложное содержание;

- образный оборот легче может быть понят, надолго остается в памяти, что способствует интересу и вниманию адресата к речи.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов, основное средство изображения душевной, духовной, эмоциональной жизни человека. А. А.Потебня: В новом нашем языке больше покатость, по которой мысль стремится от начала к концу предложения: при большей быстроте течения меньше заводей и затонов.

Метонимия – перенос именования предмета на другой предмет по смежности (предмет- материал, предмет- свойство, предмет – производитель, предмет – содержимое, время - по явлению ): Учиться до седых волос, печь трещит, купил Аристотеля, любовь моя.

Синекдоха – перенос названия части детали) предмета переносится на предмет в целом: И вы, мундиры голубые (М.Ю. Лермонтов).

Перифраза – развертывание метонимии.

Ирония - троп, вызывающий и удерживающий в сознании два значения: прямое и переносное.

Парадокс – утверждение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем то общепринятое банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Ничего не делать – тяжкий труд.

Риторические фигуры – особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила её воздействия.

1)Фигуры, построенные на соотношении значений слов

- антитеза – противопоставление понятий

- градация – расположение понятий в порядке нарастания или убывания значения

2) синтаксические схемы, облегчающие слушание, понимание и запоминание:

-повтор

-единоначатие

- параллелизм

-период

3) приемы диалогизации монологической речи, которые оживляют внимание адресата

-риторическое обращение

- риторическое восклицание

-риторический вопрос

- одобрение

- умаление

- введение в текст вымышленной оратором речи

Крестьянин сердится на свою жену: «Когда я говорю да, она говорит нет (антитеза). Утром и вечером только знает, что бранится (усиление), никогда, никогда нет с ней покоя (повторение). Скажи, несчастная (обращение), чем я перед тобой провинился? (риторический вопрос) О, небо, что за безумие было на ней жениться! (риторическое восклицание) Лучше бы мне утопиться! (пожелание) О, она плачет, я виноват, как видите! (ирония) Всем известно, что злодей, что я притесняю тебя, что я тебя бью, что я убийца! (градация)

4. Запоминание (мемория) – выучивание наизусть, составление конспекта.

Ораторская этика, основанная на уважении к слушающим, подразумевает ценить не только свое, но и чужое время. Поэтому необходима тщательная подготовка к выступлению.

Общие рекомендации:

1.Готовиться к выступлению следует за несколько дней, что позволит «вжиться» в тему.

2.Речь нужно репетировать (лучше пред зеркалом).

3.Репетировать речь надо целиком, а не по кускам. Это позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления. Полезный прием: «Чуть было не забыл...», «Вы можете спросить...».

4. Можно составить конспект-«шпаргалку», куда внести справочный материал.

5. Репетируя, запоминайте не слова, а идеи. К своим записям обращайтесь только тогда, когда вы хотите вспомнить ход мысли.

Приемы импровизации:

1.Сформулирйте четко тему и главную мысль, которую вы хотите передать.

2.Сформулируйте позиции основной части (2-3).

3.Сформулируйте вводные и заключительные фразы.

4.Подумайте о доказательствах, фактах, примерах к основной части.

5. Подумайте о переходах между частями, сформулируйте их.

Импровизированная речь должна быть краткой, с отчетливой структурой, как можно более яркой и образной. (Прием 5 пальцев – вступление, 3 пункта основной части – заключение)

5. Произнесение (акция) – общение оратора с аудиторией.

Основы эффективного речевого поведения оратора.

Внимание – выбор одного объекта из некоторого множества, направленность сознания на этот единственный выбранный объект. Для оратора важно, чтобы внимание его слушателей было сфокусировано именно на его речи. Необходимо постоянно активизировать внимание слушателей, формируя и поддерживая интерес к теме.

1.Используйте имеющиеся интересы:

А) изучайте интересы аудитории (групповые);

Б) создавайте новые:

- «О крокодилах» в клубе собаководов: рептилии – предки собак => крокодилы почти – собаки;

- противопоставление: собака - самое прирученное, крокодил – самое неприручаемое;

- вывод: настоящий кинолог просто обязан интересоваться крокодилами.

В) используйте общечеловеческие интересы:

-актуальные события;

-вопросы бытия (вопросы жизни и смерти, вопросы пола, добра и зла, добродетели и порока);

-денежные интересы, интересы непосредственной выгоды;

- вопросы социального престижа.

2.Учитывайте информированность слушателей и их возможности: чередуйте известное и новое, легкое и трудное.

3.Контролируйте темп речи.

4.Стимулируйте слушателей: используйте юмор, выразительные средства речи. Будьте эмоциональны.

5.Разбивайте речевой поток на доли, соответствующие: а) смысловым частям речи и б) пульсации внимания слушателей.

О квантах речи:

- 5-7 минут;

- содержание должно делиться по принципу сходства и противопоставления;

- при переходах от кванта к кванту связывайте новое со старым, напоминайте слушателям, в каком месте речи они находятся;

- лучше всего запоминается то, сказано в начале и в конце всей речи и каждого отдельного кванта;

- вокруг важных в смысловом отношении участков речи должны быть «пустые» зоны.

6. В заключении еще раз напомните слушателям основные положения речи, но при этом должно создаться впечатление, что самое интересное впереди.

7.Отвечайте на вопросы с энтузиазмом – это еще одна возможность высказать то, на что не хватило времени (по А.К. Михальской).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.