Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






См.: Беляков В.В. Указ. соч. — С. 14.






105создано Ведомство учреждений императрицы Марии1, которое за­нималось сиротскими приютами, институтами благородных де­виц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухоне­мых и слепых. Впоследствии Ведомством управляли другие императрицы.

В составе Ведомства были Московский и Петербургский воспи­тательные дома, а также подобные дома в других городах России.

В воспитательных домах юноши находились до 21 года, а де­вушки — до 19 лет. Тех, кто освоил грамоту, переводили в ремес­ленные классы, где мальчиков учили портновскому, сапожному, переплетному делу, а девочек — домоводству, рукоделию, ткац­кому мастерству.

Поскольку в воспитательных домах смертность доходила до 75%, с 1811 г. сирот чаще стали передавать в семьи. В 1828 г. принимается закон о запрещении открытия воспитательных домов в губерниях. Однако за детьми, которых передавали в крестьянский семьи существовал надзор со стороны воспитательного дома. Юноши в 17 лет приписывались к сельскому сословию, получали земель­ный надел. Девушки 19 лет получали «вольноувольнительное сви­детельство».

В 1822 г. в Саратовской и Самарской губерниях начали созда­ваться земледельческие колонии воспитанников воспитательных домов. Но так как земельные наделы не переходили по наслед­ству, то через 20 лет — в 1844 г. — колонии распались.

В некоторых воспитательных домах из числа способных учени­ков создавались латинские, немецкие и французские классы. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медико-хирургическую академию, в немецких учились будущие няни и акушерки, преподавательницы музыки. Окончившие французских классы могли работать учительницами и воспитательницами в частных домах.

На 1 января 1911 г. в 438 приютах было 14439 детей дошкольно­го и раннего школьного возраста. Некоторые приюты принадле­жали духовному и военному ведомствам и Министерству внут­ренних дел. Многие приюты содержались за счет самоокупаемости и самообеспечения, что требовало постоянного вовлечения детей в производство1.

*

'См.: Озерская Ф.С Воспитательные учреждения Ведомства императрицы Ма-рии//Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. — ML, 1973. — С. 217-223.

2 Доватор Р.Л. Дошкольное воспитание//Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в. - М., 1991. — С. 144.

I!

Чтобы представить организацию работы в воспитательных до­мах в прошлом веке и взять для себя что-то уже апробированное, предлагаю обратиться к статье замечательного русского педагога Владимира Яковлевича Стоюнина (1826—1888) «Воспитательни­цам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома». Статья была написана в начале 70-х годов, когда автор ра­ботал в Николаевском сиротском институте в Москве. Современ­ному социальному педагогу будут профессионально интересны выводы автора о важности соблюдения дисциплины и самостоя­тельности ребенка, о роли личности самого воспитателя, его пе­дагогическом такте, о содержании воспитательной работы в Мос­ковском Воспитательном доме.

В.Я. Стоюнын






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.