Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические концепции образования






Функционалистские концепции – выделение основных функций образования в обществе, подчеркивается позитивное значение взаимодействия образования с другими общественными институтами.

1) Основная функция образования – передавать ценности господствующей культуры (Э. Дюркгейм). Поскольку цели и ценности разных обществ (социальных групп) отличаются друг от друга, следовательно, и содержание образования будет различным (Древние Афины – изучение изящных искусств; Др. Рим – подготовка военачальников и государственных деятелей; Средние века (Европа) – усвоение христианского учения; Ренессанс – возрождение интереса к литературе и искусству; сегодняшняя школа – упор на естественно-научные дисциплины).

Воспитание молодежи в духе признания культурных ценностей и идеалов помогает поддерживать существующий социальный порядок, в то же время оно способствует социальным изменениям, происходящим в связи с переоценкой существующих знаний и внедрением новых методов и технологий.

2) Образование – средство социального контроля. Система образования вырабатывает собственные инструменты контроля (Правила для учащихся, Уставы учебных заведений, должностные обязанности педагогов и администрации). Следовательно, образование, наряду с религией, семьей и законом представляет собой институт, способствующий поддержанию стабильности общества.

3) Образование – фильтрующее устройство. Для большинства людей школа и колледж становятся своего рода фильтрами, помогающими определить, что они будут делать, когда станут взрослыми. Самые способные и увлеченные получают наиболее высокие и вознаграждаемые должности.

Школа способствует созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности, поскольку людей оценивают по их достижениям, независимо от классовой принадлежности, расы, пола и т.д.

Кларк (1962) – образование решает задачу подготовки квалифицированных специалистов.

Хэрн (1978) – образование – разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Образование способствует развитию демократии, поскольку:

· ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств;

· воспитываются компетентные граждане, а значит нелегко манипулировать с помощью политической диагонали, лозунгов и т.д.

4) Теория «человеческого капитала». Образование не является чем-то немедленно потребляемым, это скорее капиталовложение в будущее учащихся и должно в будущем приносить прибыль (Джастер, 1978). Таким образом объясняются различия в доходах взрослых людей, обусловленные количеством и типом «капиталовложений», сделанных в процессе образования.

Конфликтологические концепции – анализ образования не исчерпывается его позитивными функциями. Часто оно, подобно другим социальным институтам, чревато опасностью конфликта:

· образование как поле борьбы за ценности, которые следует усваивать в школе (содержание учебников и учебных планов, изъятие из школьных библиотек «нежелательных книг» и т.д.);

· образование как воплощение групповых социальных конфликтов, т.к. способствует эксплуатации и угнетению групп, находящихся в неблагоприятных условиях. Отсюда – идея отказа от массового образования. (Так, И. Иллих считал, что «теория человеческого капитала» приводит к росту социального недовольства. Поэтому школы, по его мнению, должны заниматься обучением любимому делу, грамоте и определенным профессиональными навыкам. А при найме на работу должны учитываться не результаты обучения (аттестат, диплом), а только подлинная компетентность).

Неомарксисты считают что невозможно анализировать систему образования без анализа классовой структуры общества. В развитых капиталистических странах, по их мнению, образование нужно для воспроизводства, прежде всего, рабочей силы. Система массовых начальных школ прививает людям такие качества, как пунктуальность, аккуратность и подчинение власти. Для элиты – другие требования. Поэтому частные школы, колледжы и университеты развивают способность самостоятельно мыслить, независимость и умение принимать решения. Таким образом, делают вывод сторонники этой концепции, современное образование способствует упрочнению экономического неравенства.

· образование – борьба за статус. Образование имеет практическое и символическое значение (Р. Коллинз). Образование оказывает влияние на статус человека в обществе, способствует продвижению вверх по социальной лестнице. Диплом – символ высокого статуса.

Расширение системы образования связано не столько потребностью в квалифицированных специалистах, сколько с борьбой за овладение богатством, властью, престижем, отсюда конфликт между статусными и подчиненными группами, которые тоже требуют доступа к «благам», отсюда чрезмерное расширение сферы образования. Различные привилегированные группы стараются укрепить свое положение в обществе, поддерживают «своих» и создают препятствия для «посторонних» (требования к уровню образования и обязательное наличие лицензии).

Концепция глобального образования. После второй мировой войны образовательная система на планете оказалась не способна удовлетворить все возрастающий спрос на образование, возникло противоречие между ставшим уже естественным правом человека на образование и традиционно используемой конкурсной селективной системой. Если в развивающихся странах это выражается, прежде всего, в отсутствии элементарных возможностей (особенно финансовых) получать образование, то в развитых странах – в консерватизме традиционных систем образования, отставании их от запросов современной жизни, почти полной неспособности адаптации к масштабам и темпам социальных изменений. Образование оказалось в тисках прошлого, оно не демократично и работает лишь на элиту.

Такая система образования отторгает инновации, слишком медленно меняет свой внутренний уклад в ответ на поступающие извне запросы. Налицо оказался разрыв между социальными потребностям в образовании и возможностями их удовлетворения.

В настоящее время идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы /ОС/, которая соответствовала бы целям человечества в XXI в., а может быть, и на протяжении всего третьего тысячелетия.

Один из вариантов новой модели образования – т.н. ноосферная ОС или опережающая система образования, т.е. образование, ориентированное не на прошлое и настоящее, а на будущее.

Концепция «ноосферного образования» возникла в результате анализа проблем экологии. В статье «Школа будущего – школа развития личности» А. Ягодин делает вполне справедливый вывод о том, что именно экологическое образование должно стать главной движущей силой грядущей экологической революции, равной по своему значению сельскохозяйственной (неолитической) революции (Зеленый мир.– 1995.–№ 36. – С.6.).

Введение в образовательный процесс экологического «вектора» придает необходимую системность и устойчивость педагогическому процессу. Экологизация образования оказывается одним из существенных требований, предъявляемых к модели современного и будущего образования. Она должна интегрировать такие тенденции, как демократизация, интеллектуализация, информатизация, интенсификация, индивидуализация, гуманитаризация, гуманизация, внедрение инноваций и т.д.

Речь идет не только о преодолении экологического кризиса, но и об одновременном переходе к информационному обществу, основанному на знании, информации, которая станет главной ценностью и мерилом индивидуального, национального и мирового богатства. Иногда даже отождествляют информационное общество с «образовательным» обществом (или обществом образования). Безусловно, такое отождествление возможно только при условии кардинальных преобразований в мировой системе образования.

В результате информатизации будет создаваться (и уже создается) качественно новая система открытого, непрерывного, гибкого, дистанционного образования, которая в значительной мере может способствовать преодолению кризиса образования

Согласно Р. Хэнви, концепция ноосферного (глобального) образования включает 5 основных принципов:

Первый принцип предполагает воспитание широты видения мира, признание равноценными и равноправными любых точек зрения на мир, любых «образов мира».

Второй принцип ставит целью воспитания внимание к глобальным проблемам. Каждый должен понимать, что в силу существующей взаимосвязи людей состояние дел на нашей планете оказывает влияние на жизнь каждого и, напротив, от каждого зависит положение в социуме.

Третий принцип предполагает воспитание уважения: к чужой культуре, умение вести диалог на равных, понимание роли взаимообогащения культур, ценности культуры в ее многообразии.

Четвертый принцип концепции глобального образования – формирование системного мышления, понимания природы различных систем, в том числе политических.

Пятый принцип предполагает выработку умения видеть личностный смысл в любой деятельности, вырабатывать ее стратегию и тактику.

Концепция связана с пониманием образования как базиса существования и развития общества наряду с производством материальных благ.

Главное отличие опережающего образования в том и заключается, что оно должно воспринять и транслировать лишь те элементы знания и культуры, которые способствуют формированию ноосферной личности и ноосферной цивилизации, а также сохранению природы.

Ноосферно-информационная ориентация новой ОС определяет ее важнейшие черты:

· глобальный характер;

· непрерывность образования в течение всей жизни человека с превалированием самообучения;

· демассификация, индивидуализация и рост разнообразия образовательных стандартов и специальностей;

· переход от формально-дисциплинарного к проблемно-активному типу обучения т.д.

Ориентация образования на цели устойчивого развития существенно меняет его смысл. Оно видится уже не просто как трансляция знаний и культуры от одного поколения к другому, но как средство формирования всего нового.

Воплощение в жизнь концепции глобального (ноосферного, опережающего) образования призвано решить несколько задач:

а/ сделать образование не только опережающим и развивающим, но и существенно рационализировать всю социальную сферу, способствуя ее превращению в самоорганизующуюся сферу разума;

б/ переориентировать сознание каждого обучаемого и учителя на решение проблем будущего;

в/ существенно повлиять на формирование общецивилизационного интегрального (ноосферного) интеллекта, обращенного в будущее

При определении опережающего образования нужно иметь в виду, что это не какой-то новый вид образования, а важная часть ноосферного образования, цель которого – становление ноосферы, ноосферного интеллекта, ноосферной личности. Поэтому понятия опережающего образования и ноосферного образования следует считать почти синонимами, хотя последнее является более широким. Ноосферное образование включает в себя, по меньшей мере, 2 аспекта опережения:

1. опережающее развитие образования по сравнению с другими сферами деятельности;

2. наличие опережающего механизма в самом образовательном процессе, его ориентация на будущее и формирование его желаемой модели.

Кроме того, ноосферно ориентированная модель образования: включает ряд взаимосвязанных требований-характеристик:

1. Образование должно развиваться опережающе по сравнению с другими направлениями деятельности людей, особенно по сравнению с хозяйственной. Исключение составляет только наука, прежде всего фундаментальная, которая всегда была и будет главным источником заполнения образовательного потенциала, в которой видится основа современной и будущей цивилизации.

2. Важно, чтобы образование, ориентируясь на «конструирование» будущего, вместе с тем охватывало и те процессы, которые можно изменить в настоящем, чтобы будущее соответствовало моделям, предлагаемым наукой.

3. Фактор опережения, так или иначе, должен сказаться на индивидуальном обучении каждого человека, в частности, на получении им такого знания, которое будет ему необходимым на протяжении всей жизни.

Нужно, чтобы образование не только приближало обучаемого к современной ему жизни, но и давало бы ему возможность предвидеть собственное будущее и более адекватно выбирать профессиональную и общественную карьеру. Индивидуальное и общественное необходимо согласовывать, ибо именно гармония личности и общества, а их с природой составляет основу движения человечества по оптимальной /ноосферной/ траектории.

4. Всякий фактор и процесс, способствующий становлению ноосферы, должен также считаться элементом системы опережающего образования. В этом смысле экологизация образования – важнейший, возможно самый приоритетный элемент системы образования, поскольку от решения экологической проблемы в огромной степени зависит судьба цивилизации. Такими же важным элементами содержания образования, способствующими становлению сферы разума, являются информатизация, фундаментализация, интеллектуализация, гуманизация, гуманитаризация и соответствующие им ноосферные тенденции.

5. В ОС прошлого и настоящего есть некоторые вечные и инвариантные компоненты, которые должны быть транслированы в будущее, которые не устареют /знания о космосе, об окружающей земной среде, об их влиянии на человека и общество, способах их освоения, а также значительная часть гуманитарных знаний.

Безусловно, трансформация образования должна быть неразрывно связана с преобразованиями в обществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.