Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность социального образования (междисциплинарный подход)
Социальное образование как новый компонент общего образования имеет ряд особенностей, производных как от стадии развития, так и от условий, в которых происходит его становление. В самом общем виде социальное образование является ответом на бурный рост знаний, резкое усиление теоретических, системных, прогнозных доминант в теории познания. Социальное образование включает набор теорий социализации, социальных технологий, описанный опыт модернизаций вариантов модели социального образования общего и профессионального образования. Термин «социальное образование», впервые появившийся в начале 1990-х гг. в работах В.И. Жукова, С.И. Григорьева и других, в настоящее время используется достаточно широко и в научной литературе, и в деловом общении в сфере образования. Тем не менее, до сих пор многие ученые и практики образования его не принимают. Как показывает анализ различных источников, в этот термин вкладывается различный смысл. Так, В.И. Жуков указывает, что «социальное образование по своей сущности и содержанию направлено на обучение и воспитание личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере». Н.И. Бабкин отмечает, что «социальное образование» может рассматриваться в нескольких планах: а) наиболее распространено понимание социального образования как направленности любого образования, когда вся учебно-воспитательная работа во всех звеньях системы образования служит социализации личности; б) тесно связано с ним его понимание как компонента процесса образования, включающего социальное формирование и социальное научение личности; в) социальное образование – это часть образования об обществе; г) наконец, немаловажно понимание социального образования как результата и процесса социализации личности. Термин «социальное образование» используется и как синоним выражения «обучение социальной работе» в смысле подготовки социальных работников. По мнению Л.В. Мардахаева, социальное образование определяется «как процесс или как результат обучения человека самореализации в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности. В нем выделяются два основных направления: (процесс) результат усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимого ему для самореализации как гражданина, члена семьи, специалиста в профессиональной деятельности; (процесс) результат подготовки человека как специалиста социальной сферы» По сути, речь идет об общем социальном образовании, в котором нуждается каждый человек, и профессиональном социальном образовании, которое необходимо тем, кто хочет работать в социальной сфере. Иначе говоря, по его мнению, социальное образование – это субъектный результат подготовки или усвоения интериоризации личностью всего того, что было представлено ей в процессе подготовки. Исходя из этого, задача работников вуза организовать подготовку, а задача обучающихся – получить социальное образование. Конечно, при этом Л.В. Мардахаев говорит о содержательно-дидактическом моделировании подготовки специалистов педагогической ориентации социальной сферы, проще говоря, социальных педагогов. С.И. Григорьев рассматривает социальное образование в другом ракурсе, более широко, и понимает под ним: · подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; · обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; · социальное просвещение, воспитание населения, формирование у него умения взаимодействия в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства и времени, формирование и воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни. П.Д. Павленок указывает, что можно говорить о социальном образовании как в широком плане (общественное образование, т.е. процесс знания общества в целом), так и в узком смысле (процесс получения знаний и умений в области социальной сферы) и что «социальное образование имеет (должно иметь) свою структуру, одной из таких структур (видов) в области социальной работы является социальное образование». То есть подчеркивается, что понятие «социальное образование» шире, чем образование в области социальной работы. В Словаре-справочнике по социальной работе обобщаются разные трактовки сущности понятия «социальное образование» и отмечается, что оно употребляется в разных значениях: · обучение основам правил жизнедеятельности в обществе, в коллективе; · освоение знаний о человеке и обществе, строении законов развития и функциях общества, взаимодействии человека и общества; · общечеловеческое образование как освоение наук об обществе, основу которой составляет социологическое образование; · подготовка профессиональных кадров для учреждений социальной защиты; · подготовка специалистов различного профиля для учреждений социальной сферы в целом; · подготовка кадров для нужд «третьего сектора», то есть неправительственных и некоммерческих организаций. Таким образом, получивший социальное образование гражданин должен удовлетворительно выполнять функции социального формирования, социальной адаптации и коррекции, социальной абилитации и реабилитации в отношении себя самого и уметь оказывать адекватную помощь в этом своим близким. Получивший профессиональное социальное образование специалист должен выполнять профессиональные функции содействия каждому человеку в возможности приобрести и развивать социальную субъектность, социальную адаптацию и коррекцию, социальную абилитацию и реабилитацию. Существенным результатом должна быть подготовка выпускника к активной социальной деятельности в целом, профессиональной социальной работе в обществе в особенности (В.А.Никитин, Г.П.Медведева). Социальное образование может быть неформальным (обыденным) и формальным (систематизированным в рамках официальной образовательной программы). Неформальное социальное образование представляет собой, как правило, совокупность разрозненных прикладных и практических сведений о мире социального, которое каждый человек получает вне рамок формального образовательного процесса на протяжении всей своей жизни. Неформальное образование в качестве идеальных компонентов включает в себя декларируемые ценности, нормы, прошедшие известное научное обоснование, но при выборе поведенческих реакций личность чаще руководствуется убеждениями и потребностями, сложившимися в результате личной жизнедеятельности и принятыми в определенной социальной микросреде. Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе образования (общего и профессионального). В системе общего (дошкольного и среднего) образования социальное образование представляет собой систематизированные начальные сведения об основных аспектах и феноменах мира социального, которые необходимы выпускнику для индивидуального и социального функционирования и ориентирования на учебную и профессиональную деятельность. Качество этого социального образования определяет уровень социализации и адаптации индивида в обществе и готовности к самостоятельному социальному функционированию. Необходимо различать социальное образование как всеобщий компонент любой ступени, формы и вида образования, с одной стороны, и как вид профессионального образования – с другой. При построении системы профессионального образования представляется необходимым различать метатеоретический (общенаучный) и частнонаучный (собственно профессиональный) уровни социального образования Общенаучный уровень высшего социального образования можно отождествить с современным философским и социологическим образованием. Подготовленный на этом уровне специалист должен знать законы и принципы развития мира социального и социальной сферы в частности; социального взаимодействия коллективов и групп; уметь анализировать и прогнозировать тенденции развития этой сферы; предлагать реальные проекты социальных преобразований и изменений. Частнонаучный уровень высшего социального образования должен включать в себя изучение проблем теории и практики социальной работы, социальной экологии, социальной психологии, социальной педагогики, социальной медицины и других научных и учебных дисциплин. Поскольку социальное образование развивается сегодня и как среднее профессиональное образование, выпускник среднего профессионального образовательного учреждения должен быть способен к системным действиям в проблемной профессиональной ситуации; организации, анализу и проектированию собственной деятельности; принятию самостоятельных профессиональных решений. Получение послевузовского социального образования (в том числе и научно-педагогического) осуществляется на факультетах повышения квалификации, а в аспирантуре и докторантуре. Повышение квалификации позволяет специалисту последовательно обновлять, расширять и совершенствовать знания, укреплять их теоретические основы, знакомиться с новейшими достижениями практики. Обучение в аспирантуре и докторантуре, успешная защита диссертаций позволяет решать стратегические задачи реформирования и совершенствования соответствующих областей социальной жизни и социального знания, осуществлять подготовку профессиональных кадров.
|