Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные подходы к исследованию образования






Раздел 1. Концептуальные основы социального

Образования

Глава 1. Образование как социальный феномен, социальная ценность и социальный институт

Цели и задачи изучения темы

Цель: сформировать целостное представление о сущностных характеристиках, структуре и перспективах развития образования.

Задачи: познакомить с основными научными подходами и концепциями в исследовании образования; охарактеризовать образование как социальный институт, деятельность, ценность; продемонстрировать взаимосвязь образования с другими социальными институтами и сферами общества.

Научные подходы к исследованию образования

Образование относится к числу тех реальных явлений и процессов общественной жизни, которые привлекают пристальное внимание представителей социальных и гуманитарных наук. Генетически первой наукой, проявившей интерес к нему как объекту исследования, стала педагогика. В качестве отрасли научного знания и самостоятельной научной дисциплины она возникла и развивается в неотрывной связи с образованием.

Педагогический подход к изучению образования предполагает концентрацию усилий исследователей на проблемах формирования человека, осуществляемого в ходе учебно-воспитательного процесса с помощью определенных методов, средств и форм педагогической деятельности, а точнее — педагогического взаимодействия, базирующегося на признании равенства всех его субъектов. В этом смысле образование является и объектом, и предметом педагогики, понимаемой как наука и искусство (практика).

Большинство иных научных подходов к изучению образования сложилось позднее, в основном, в XX столетии. Вызвано это было целым рядом обстоятельств, прежде всего, объективного характера.

Во-первых, к началу XX в. образование приобрело качественно новые черты с точки зрения его роли и места в жизни общества, прежде всего капиталистического. Став реально массовым, почти всеобщим, образование превратилось в особую отрасль духовного производства, продемонстрировав, вместе с тем, свою жесткую необходимость и возрастающее значение для развития материального производства. Многообразные потребности последнего в образованных работниках различного уровня обученности, подготовки, квалификации привели к формированию многоступенчатой, производственно и социально детерминированной системы допрофессионального и профессионального образования. Государство стало «признавать» институт образования как один из наиболее важных в обществе, выделяя средства на его содержание и развитие.

Второе важноеобстоятельство связано с развитием самой науки и появлением у ее отдельных отраслей особого интереса к исследованию образования. Перспективы его прогресса и вклад общества (государства) в этот процесс заставляют представителей философской, экономической, социологической и других наук обратить специальное внимание на сферу образования. С другой стороны, резко повышается интерес к обучающемуся человеку, особенно заметный в психологии и физиологии.

На протяжении XX столетия подходы к образованию, сформулированные в рамках названных наук, разрабатывались, детализировались. На их основе возникали научные школы, формировались особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженный научный статус: философия образования, экономика образования, социология образования и др. Дифференциация научного знания об образовании получила настолько выраженный характер, что оказалась вполне естественной обратная реакция – возник интерес к интеграции отраслей науки, занимающихся исследованием образования.

Определим содержание некоторых подходов, сложившихся в отдельных отраслях, изучающих образование, а затем остановимся подробнее на позиции социологии.

В первую очередь речь пойдет о философском подходе к образованию, оформившемся в границах особой отрасли знания — философии образования. По поводу определения ее предмета до сих пор продолжаются дискуссии. Одни авторы считают, что философия образования является прикладной философией. Прикладной — в том смысле, что общие принципы и положения философии применяются (прикладываются) для анализа самых различных сторон и ипостасей образования, рассматриваемого и как система, и как процесс, и как деятельность, и как ценность, и как социальный институт.

Есть иная точка зрения на философию образования, которая по сути дела отрицает ее статус как особой отрасли знания. Сторонники ее утверждают, что содержание философии образования в основном совпадает с теоретико-методологической проблематикой педагогической науки. Если приверженцами прикладного характера философии образования являются преимущественно представители философской науки, то сторонниками второй позиции оказываются ученые-педагоги, причем именно те, кто занимается в первую очередь разработкой ее методологических основ.

Б.С. Гершунский трактует философию образования как самостоятельную область научных знаний, предметом которой являются закономерности функционирования и развития сферы образования во всех ее аспектах (ценностно-целевых, системных, процессуальных и результативных). Такая точка зрения в целом соответствует нашему пониманию философского подхода к образованию. Она сближает философский и социологический подходы, позволяет рассматривать связь между ними в плане соотношения общего и специального. Точно также можно определить связь между философским и педагогическим, философским и психологическим, философским и экономическим подходами к образованию.

Тесные взаимоотношения между названными подходами обусловливаются, прежде всего, возможностями философии образования характеризовать образование как сферу и общественной, и индивидуально-личностной жизни и деятельности. Использование философского подхода к образованию дает понимание основных направлений и перспектив его развития, без чего нельзя выстроить ни стратегию, ни тактику, ни политику в этой сфере общественной и личной жизни. Применение философского подхода к образованию позволяет выявить существо такого важнейшего явления современности, как единое мировое образовательное пространство, без осмысления интеграции с которым вряд ли можно рассчитывать на сколько-нибудь заметные достижения в области обучения, воспитания, социализации.

Философский подход нацеливает на осмысление образования как явления и процесса, глубоко противоречивого в своей основе в силу его сущностных характеристик. Анализ многосторонних и многоаспектных противоречий в сфере образования ведет, с позиций философского подхода, к осознанию и раскрытию существа мирового (а тем более национального) образовательного кризиса, состоящего в признании неспособности современного образования удовлетворительно решать стоящие перед ним социальные и индивидуально-личностные задачи и выполнять основные функции.

Одним из наиболее значимых для ХХ в. является экономический подход к образованию. В его рамках образование рассматривается как один из важнейших социально-экономических ресурсов развития как общества, так и личности.

Суть экономического подхода к образованию в лаконичной форме может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования: а) как экономика общества влияет на образование, включая его в систему финансово-экономических отношении; б) какова экономическая эффективность образования; в) как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом.

На экономический подход к образованию в XX в. оказали наибольшее влияние два ведущих направления мировой экономической мысли: неоклассическое и кейнсианское. В рамках первого образование рассматривалось как свободное предпринимательство. Основой развития образования как отрасли экономики признавался потребитель, его интерес и выбор. Считалось, что образование подчиняется действию свободных рыночных механизмов, а государство создает лишь необходимые условия для этого Оно, по мнению представителей неоклассического направления, не должно активно вмешиваться в сферу образования. Если же государство это делает, то, во-первых, подавляет конкуренцию производителей образовательных услуг, во-вторых, нарушает принцип социальной справедливости в сфере образования. Этот принцип гласит: нельзя платить дважды за одно и то же образование. Между тем, в случае активной деятельности государства и его структур в этой области потребителям образовательных услуг приходится платить и налог, и деньги за обучение.

Что касается кейнсианского направления, то его представители ратуют за вмешательство в образование и его экономику. Они исходят из того, что каждый конкретный человек может не осознавать в полной мере своих личных и общественных интересов, и это мешает развитию образования как производственного процесса. Для его поддержания и успешного функционирования рынка образовательных услуг необходимо вмешательство государства.

Оба направления сменяли друг друга в своем влиянии на экономику образования вплоть до 80-90-х гг., пока не произошла определенная их интеграция. Вместе с тем, и сегодня очевидно, что в отдельных странах в развитии образования господствует фактор экономического и социального «вмешательства» государства (к примеру, Германия, Франция), в других (например, США) в ярко выраженной форме этого не происходит.

Таким образом, цель экономического подхода состоит в том, чтобы показать разумные возможности и рациональные пропорции в сочетании свободного рынка образовательных услуге механизмами государственного регулирования сферы образования в интересах потребителей этих услуг. Характеристика образования как сферы взаимодействия (либо столкновения) потребителя и продавца соответствующих услуг, их свободного рынка и механизмов государственного регулирования этой сферы, выявление маркетинговых аспектов образования, связанных с изучением общественных и индивидуально-личностных потребностей в нем, означает наличие связи между экономическим и социологическим подходами к образованию.

Социологический подход к образованию, прежде всего, нацелен на определение места и роли образования в обществе. Это значит, что речь должна идти о выявлении диалектики взаимодействия, взаимовлияния образования и различных подсистем общества: экономических, политических, социальных, культурных. Социологию волнует эффективность образования, трактуемая в широком социально-экономическом и культурно-нравственном диапазоне. Образование как социальное явление и процесс, как социальная система, наконец, как социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем.

Но социологический подход к образованию не сводится лишь к его общественным характеристикам и не означает рассмотрения его только как социального феномена. Он означает также изучение образования в качестве одного из наиболее значимых элементов образа жизни людей, тесно связанного с другими элементами повседневного (регулярного) способа деятельности. Поэтому социологию интересует влияние на образование труда, быта, свободного времени, условий жизни, ценностных ориентации, различных форм и видов деятельности. Вместе с тем, она изучает и обратное воздействие образования на разные стороны образа жизни человека (социальных групп). Стремление выявить личностные аспекты образования, выход на проблематику социализации, его «знаниевую» сферу (в данном случае будем рассматривать освоение знаний как содержание образования) сближают социологию с педагогикой и психологией, что само по себе является весьма значимым позитивным фактором.

Специфика социологического подхода к образованию состоит также в том, чтобы анализировать степень удовлетворенности им различных социальных общностей как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Речь идет о выявлении социального самочувствия различных групп в сфере образования, факторах социального комфорта и дискомфорта, готовности людей продолжать образовательную деятельность в течение всей их жизни либо достаточно долгого времени.

Несомненно, социологию волнуют вопросы непрерывного образования, причем как с точки зрения личной заинтересованности людей в его развитии, так и с позиций общественного признания значимости этой проблемы. Последнее выражается в существовании особого направления социальной политики, поощряющей и финансирующей создание различных структур дополнительного образования и его центров за пределами институциализированных учреждений и учебных заведений для удовлетворения самых разнообразных образовательных потребностей не только молодежи, но и взрослого населения.

Таким образом, использование социологического подхода позволяет сочетать в изучении образования две его стороны — вещественную и личностную (социально-групповую). Они могут быть объединены в том случае, когда образование рассматривается как социальный институт. Именно институциональный подход дает возможность исследовать образование и на социальном (даже социетальном), и на общностном (групповом), и на личностном уровнях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.