Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! И. П. Ильин. Штанцель под влиянием Р. Ингардена (194) предложил использовать в качестве различительного принципа центр ориентации читателя или
АКТОРИАЛЬНЫЙ, АУКТОРИАЛЬНЫЙ, НЕЙТРАЛЬНЫЙ НАРРАТИВНЫЕ ТИПЫ — фр. TYPES NARRATIFS ACTORIEL, AUCTORIEL, NEUTRE — термины нарратологии. Разграничение первых двух типов впервые было теоретически обосновано австрийским литературоведом Ф. К. Штанцелем (340) в виде " аукториальной повествовательной ситуации" и " персональной (персонажной) повествовательной ситуации" (от нем. handelnde Person — действующее лицо, персонаж), впоследствии замененной франц. нарратологами на " акториальную", или " акториальный тип повествования" (см.: актор, нарративная типология). Штанцель под влиянием Р. Ингардена (194) предложил использовать в качестве различительного принципа " центр ориентации читателя" или, как его иначе назвала К. Гамбургер, " место возникновения системы Я-здесь-теперь" (Origo des Jetzt-hier-Ich-Systems) (168, с. 62). Наиболее обоснованное и теоретически детально разработанное разграничение этих типов было осуществлено голл. исследователем Я. Линтвельтом (254). Если центром ориентации для читателя в " фиктивном мире" худож. произведения являются суждения, оценки и замечания повествователя, то нарративный тип будет ауктори-альным; если же читатель воспринимает этот мир через сознание одного из персонажей (видит " фиктивный мир" его глазами), то повествование будет акториальным. В противоположность этим типам " нейтральный тип, лишенный индивидуализированного центра ориентации, осуществляющего функцию интерпретации, сводится к имперсональной регистрации видимого и слышимого внешнего мира" (254, с. 68). Штанцель считает, что в нейтральном повествовании " центр ориентации находится в сценическом изображении, в здесь и теперь (hic et nunc) момента действия. Можно было бы также сказать, что он находится в hic et nunc воображаемого свидетеля сцены, позицию которого читатель как бы принимает" (340, с. 29). И аукториальный, и акториальный повествовательные типы являются обозначением всего лишь различных интерпретатив- 16 АКТОРИАЛЬНЫЙ ных позиций, к-рые в конкретном развитии романного действия могут взаимозаменяться, переходя друг в друга. Линтвельт, в частности, намечает подобную перспективу в романах " Чужой" Камю и " Жизнь Марианны" Мариво. Например, в " Чужом", как только Мерсо перестает быть просто фиксатором своих зрительных и чувственных ощущений, начинает осознавать абсурдность мира и в конечном счете принимает ее, — т. е., по нарратологич. представлениям, возникает дистанция между Мерсо-повествователем и Мерсо-актором, — происходит смещение с акториальной перспективы (или регистра) повествования на аукториальную. При этом регистр может меняться мгновенно по ходу повествования. Так, рассказывая о впечатлениях своей молодости, Марианна (в " Жизни Марианны") порой в том же предложении дает им оценочное суждение, исходя из приобретенного ей со временем жизненного опыта, нередко по своему значению прямо противоположное рассказу, создавая атмосферу смысловой зыбкости и нравственной двусмысленности. Необходимо подчеркнуть, что ни одна функция повествования практически не выступает в чистом виде, она как правило " осложнена" совмещением в любой повествовательной единице одновременным действием нескольких функций. Например, персонаж совмещает в себе функции актора и рассказчика, повествователь может стать актором, если будет выступать в роли персонажа, или сместиться на ось акториального повествования, если будет выражать ограниченную точку зрения, не совпадающую с общей ценностной перспективой всего произведения, и центр ориентации читателя будет отдан другой повествовательной инстанции. И наоборот, если персонаж начнет высказывать взгляды, близкие реальному автору, то тем самым он сблизится с позицией абстрактного автора и переместится на ось аукториального повествования. Линтвельт, детально прослеживая различия между ауктори-альным и акториальным типами повествования, отмечает, в частности, что в вербальном плане " формальный аппарат" аукториального типа состоит из ряда " аукториальных дискурсов": коммуникативного, метанарративного, объяснительного, оценочного, абстрактно-обобщающего, эмоционального, модального. Коммуникативная функция направлена на установление контакта повествователя со своим наррататором (включая прямые обращения к читателю, употребление повелительного наклонения и т. д.). Метанарративный дискурс обеспечивает АКТОРИАЛЬНЫЙ 17 функция комментария повествователя о своем дискурсе (так наз. " дискурс о дискурсе", например, утверждение повествователя в тексте " Отца Горио" Бальзака, что описываемая им драма не является " ни вымыслом, ни романом"). Аналогичным целям служат описательный и оценочный дискурсы (эпитеты, сравнения, при помощи к-рых нарратор дает свою оценку рассказываемой им истории и ее участникам). Аукториальная передача дискурса акторов осуществляется в виде обзоров и резюме, окрашенных речевой характеристикой самого повествователя, через " идиолект нарратора". В актори-альном же типе возникают совершенно иные способы передачи дискурса акторов-персонажей: внешний дискурс (слова персонажа, произнесенные вслух) передается прямой речью (монологом и диалогом); а внутренний дискурс " транспонируется" в косвенную или несобственно-прямую речь (style indirect libre, erlebte Rede, free indirect discourse). Внутренний дискурс актора передается солилоквием или внутренним монологом (discours immé diat, stille Monolog, stream of consciousness). Вслед за Ж. Руссе (318, с. 22; 319, с. 55) Линтвельт, как и большинство франц. нарратологов, употребляет термин " солилоквий" для осознанных внутренних размышлений (рефлексий), считая, что понятие " внутренний монолог" характеризует " поток бессознательных высказываний". Хотя внутренний монолог и может выражать бессознательную жизнь актора, тем не менее, по Линтвельту, здесь не идет речь об аукториальном типе, поскольку любой нарративный тип определяется прежде всего центром ориентации читателя. Во внутреннем монологе нарратор полностью исчезает за потоком слов актора, функционирующего, таким образом, в качестве центра ориентации для читателя. На этом основании исследователь считает внутренний монолог отличительной чертой акториаль-ного типа. В сочетании с двумя " базовыми" повествовательными формами (гетеродиегетической и гомодиегетической) выделенные три типа образуют у Линтвельта пятичленную нарративную типологию — схему-систему априорных повествовательных типов, приобретающих у исследователя характер практически еще одной повествовательной инстанции. В этом он близок позиции Штанцеля (340, с. 20), Р. Скоулза и Р. Келлога (221, с. 275); как и у них порождение и восприятие романного мира у Линтвельта обязательно проходит через " фильтр" 18 АКТУАЛИЗАЦИЯ нарративного типа, в результате худож. коммуникация внутри романного мира приобретает следующий вид: нарратор •> нарративный •> повествование ^ наррататор/ читатель тип рассказ история
|