Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы развития предпринимательства






Ключевыми проблемами при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.

Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование независимых, экономически ответственных субъектов рыночных отноше­ний. Для этого почти при абсолютном преобладании государственной собственности в экономике Беларуси требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Разгосударствление означает передачу прав собственности на результаты хозяйственной деятельности и функций хозяйственного управления от государства непосредственным хозяйственным субъектам.

Приватизация – это приобретение физическими и юридическими лицами государственной собственности в частную.

Формы собственности в республике определяются Конституцией Республики Беларусь и Гражданским кодексом. В соответствии с этими документами в республике существуют две формы собственности: государственная и частная.

Государственная выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-террито­риальных единиц). Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса, земли сельскохозяйственного назначения.

Реформирование государственной собственности в Беларуси началось в 1991 году в соответствии с основными положениями Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике. В преобразовании форм собственности в Беларуси выделяют три этапа.

На первом этапе (1991–1992 гг.) приватизация осуществлялась только за денежные средства, в основном по инициативе снизу, когда в органы приватизации обращались заинтересованные трудовые коллективы со своими предложениями. До 1993 года приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и не имела в своей основе целостной законодательной базы.

Второй этап начался с принятием в 1993 году Законов РБ «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», и других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50% стоимости оплачивалось деньгами, 50% – чеками «Имущество». Средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта преобразовывались в открытые акционерные общества. На конкурсы и аукционы выставлялись малые предприятия коммунальной собственности, а также объекты незавершённого строительства. В числе преобразованных в акционерные общества более 50 крупных предприятий: Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой аппаратуры, Пинский деревообрабатывающий комбинат, Витебский чулочно-трикотажный комбинат, Минский часовой завод и Минский завод холодильников и др.

Третий этап – период совершенствования стратегии и тактики преобразований отношений собственности. Его основные направления определялись Указами Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности» (март 1995 года), «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (ноябрь 1997 года).

В процессе приватизации (с 1991 по 2008 год) в республике реформировано 4322 объекта государственной собственности, или около 41% от общего числа предприятий, подлежащих приватизации. На базе реформированных государственных предприятий создано около 2 тыс. открытых акционерных обществ, а свыше 1400 государственных объектов продано по конкурсу и на аукционе.

В 2008 году в Беларуси был принят план приватизации на 2008–2010 гг. В соответствии с ним в течение трёх лет в стране в общей сложности должны быть акционированы 519 субъектов республиканской собственности. Кроме того, в этот период планируется продать акции 147 ранее акционированных предприятий.

В Беларуси, согласно законодательству, используются следующие методы разгосударствления:

ê преобразование государственных организаций в акционерные общества;

ê выкуп арендованного имущества арендной организацией;

ê продажа на аукционе и по конкурсу.

Наиболее распространённым методом является преобразование предприятий в акционерные общества (50%).

Переход к рыночным отношениям требует реструктуризации предприятий. Реструктуризация – это структурная реорганизация, управленческая и финансовая адаптация предприятия к работе в условиях рынка.

Выделяют пассивную и активную реструктуризацию. Пассивная осуществляется за счёт рационального использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и методов управления, без значительных дополнительных финансовых средств. Активная происходит за счёт средств стратегического инвестора в постприватизационный период.

Важнейшие задачи реструктуризации белорусских предприятий заключаются в снижении энерго- и материалоёмкости производств и уменьшении их зависимости от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основные принципы реструктуризации предприятий заключаются в рыночной самоорганизации и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 году Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Основными направлениями демонополизации являются:

ê формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;

ê разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

ê государственное регулирование деятельности монополий;

ê контроль над слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

Реестр для хозяйствующих субъектов – производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения):

Число крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведённые товары на товарный рынок Значение минимальной предельной величины, %
Один  
Два  
Три  
Четыре  

В соответствии с проводимой антимонопольной политикой регулярно составляется Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Основным критерием для включения в него является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно установленную величину.

Реестр для хозяйствующих субъектов – производителей товаров производственно-технического назначения:

Число крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведённые товары на товарный рынок Значение минимальной предельной величины, %
Один  
Два  
Три  
Четыре  

В 2010 году в стране начитывается свыше 150 компаний, доминирующих на том или ином товарном сегменте рынка Беларуси. Большинство из этих компаний государственные. Самое широкое распространение имеют белорусская машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли (в списке 56 предприятий). В данный список также вошли химические заводы, операторы мобильной связи, комбинаты лёгкой промышленности, представители строительной отрасли. В Беларуси сегодня насчитывается 29 естественных монополий.

Важнейшей задачей современного периода является развитие предпринимательства. Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной формах.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом; основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие. Государственное предпринимательство осуществляется или полностью государственными предприятиями, или организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).

В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и пр.). В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повышения эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях необходимо совершенствовать систему управления, направленную на достижение следующих целей:

ê повышение эффективности использования имущества;

ê оптимизация структуры государственных объектов управления;

ê пополнение доходов республиканских и местных бюджетов;

ê создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий – сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

Переход к рыночной экономике связан с увеличением негосударственной собственности и развитием час­тного предпринимательства. В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» от 21 мая 2009 года № 255 малое предпринимательство в республике представлено в двух формах: субъекты малого предпринимательства – юридические лица (микроорганизации, малые организации) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели):

ê индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

ê микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

ê малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

По состоянию на 1 января 2010 года число субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности составило 77402 предприятия, в том числе микроорганизаций – 65204 и малых организаций – 12198. Наибольшее число микро- и малых организаций зарегистрировано в г. Минске – 29180, далее следует Минская область (11731), затем Брестская (8357), Гомельская (7344), Витебская (7231), Могилёвская (6867) и Гродненская (6692) области.

По организационно-правовым формам собственности преобладают унитарные предприятия (53, 4%).

Большинство микро- и малых организаций осуществляют деятельность в сфере торговли и общественного питания (42%), а также в промышленности (19, 9%) и в строительстве (10, 2%). Доля микро- и малых организаций в общем объёме производства ВВП составляет 11, 4%,

Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2010 года составляло 219605 человек. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей зарегистрировано в г. Минске (22, 6%). Далее следуют Брестская область (15, 5%), затем Минская (13, 6%), затем Витебская, Гомельская, Гродненская и Могилёвская области.

В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. В стране функционирует определённая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая на 1 октября 2010 года насчитывает 50 центров поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства. В целях реализации основных задач центры оказывают информационные, консалтинговые услуги (предоставление справочной, правовой информации, консультирование по вопросам создания и осуществления предпринимательской деятельности) субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и пр.; осуществляют подготовку бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействуют в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства. В 2010 года услугами центров воспользовались около 49352 человек. В организованных и проведённых центрами 1043 семинарах, курсах приняли участие 24023 человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.