Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансово-кредитная система государства






В условиях административной экономики государственный бюджет выступал как финансовый план всей национальной экономики. Имела место сверхцентрализация распределения и использования ВВП и национального дохода.

Национальная финансовая система Беларуси возникла с образованием в 1990 году суверенного государства – Республики Беларусь.

Согласно Конституции Республики Беларусь, «финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Основными документами правительства в области финансовой политики являются Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на 15 лет, Основные направле­ния социально-экономического развития (СЭР) на десять лет, Программа СЭР на пять лет и ежегодные прогнозы СЭР. В каждом документе осуществляется выбор долговременных и краткосрочных целей и составление целевых программ концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

На уровне республики управление финансами осуществляют Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путём принятия соответствующего закона о бюджете на предстоящий финансовый год.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, являются Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах.

Бюджетная система Беларуси. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133), «бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счёт налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счёт республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды».

Первый Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе в Республике Беларусь» был принят в июне 1993 года, заменив действовавший с 1991 года Закон РБ «О бюджетных правах Республики Беларусь и местных Советов народных депутатов Республики Беларусь». Этот закон впервые устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве.

С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь.

В целях создания эффективной системы управления государственными финансами Министерством финансов ведётся работа по внедрению программно-целевого метода бюджетного планирования.

Доходы республиканского бюджета за 2009 года сложились в сумме 46, 8 трлн. рублей (102, 5% уточнённого годового плана). Основными доходными источниками консолидированного бюджета были (таблица 1):

ê НДС;

ê доходы от внешнеэкономической деятельности;

ê налог на прибыль;

ê акцизы.

Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45, 1%.

Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11, 6%. Из них на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 20, 3 трлн. рублей, национальной экономики – 13, 5 трлн. рублей, расходы на общегосударственную деятельность составили 8, 7 трлн. рублей.

Таблица 1 – Структура доходов консолидированного бюджета за 2009 год, %

Показатели 2009 г.
1. Налоговые доходы – всего 65, 7
в том числе:  
налоги на доходы и прибыль 15, 3
в том числе – подоходный налог 6, 9
налоги на собственность 2, 6
налоги на товары и услуги 31, 7
в том числе – НДС 19, 2
акцизы 5, 8
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 12, 7
2. Взносы на государственное социальное страхование 25, 2
3. Неналоговые доходы 9, 1
Итого доходов 100, 0

Налоговая система Беларуси. Новая, ориентированная на рынок система налогообложе­ния начала формироваться с начала 1992 года. Налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и восемь видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике: налогов на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц); взносов на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости); налогов на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо); имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю); налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт), в её состав вошли и целевые платежи: чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов и платежей. Общий уровень налоговой нагрузки на экономику за 1992 год составил около 44% валового внутреннего продукта.

В течение 1997–2001 гг. были осуществлены крупные преобразования, в результате которых в республике к началу 2001 года сформировались новый состав и структура налоговой системы.

Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение последнего времени были реализованы следующие меры:

1. Сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин). За период 2006–2009 гг. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.

2. Снижение налоговой нагрузки на экономику и упрощение налогообложения. В их числе:

– уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2% до 1% выручки;

– установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5%;

– исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершённые строительством.

– в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12% вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9% до 30%. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15%. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 270 тыс. рублей в месяц с доходов, не превышающих 1635 тыс. рублей в месяц.

В 2011 году планируется установить подоходный налог для индивидуальных предпринимателей в размере 12%.

3. Повышение привлекательности упрощённых систем налогообложения. Реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3, 5 млрд. рублей, применять упрощённую систему налогообложения. В рамках упрощённой системы налогообложения действует также упрощённый порядок ведения бухгалтерского учёта и статистической отчётности.

4. Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодекса. С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса, ставшая единым налоговым законом.

5. Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования. Плательщики имеют возможность предоставлять в налоговые органы налоговые (расчёты) в электронном виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчётов) при отсутствии объектов налогообложения, значительно сокращено число случаев представления в налоговые органы сведений и документов. Такие сведения и документы налоговые органы напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».

В Республике Беларусь для отдельных категорий плательщиков (малые предприятия, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (выполняющие работы, оказывающие услуги населению), сельскохозяйственные организации и некоторые другие) предусмотрены особые режимы налогообложения, применение которых заменяет уплату ряда основных налоговых платежей.

К особым режимам налогообложения относятся:

– единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

– единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

– налог при упрощённой системе налогообложения;

– налог на игорный бизнес;

– налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

– налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

– сбор за осуществление ремесленной деятельности;

– сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Денежная система Беларуси. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими её правовые основы.

В 1992 году в оборот был введён белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчётах. С марта 1993 года он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 года белорусский рубль был объявлен единственным законным платёжным средством на территории республики.

В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.

В стране сформирована двухуровневая банковская система.

Первый уровень – Национальный банк Республики Беларусь, организованный в 1990 году и выполняющий функции центрального банка страны. Второй уровень – коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г.

В собственности государства (Государственного комитета по имуществу, исполнительных комитетов, Национального банка, прочих государственных органов и предприятий) находятся разные по величине пакеты акций 16 белорусских банков.

Банковская система Беларуси насчитывает 32 коммерческих банка. Из них 26 банков – с участием иностранного капитала, в том числе девять банков – со 100-процентным иностранным капиталом, ещё у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь находятся восемь представительств иностранных банков России, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.

Денежно-кредитная политика. Реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 году, а де-юре – в 1994 году.

90-е годы ХХ столетия были периодом перехода от командно-административной системы к рыночным принципам ведения хозяйства, либерализации ценообразования и внешнеторговой деятельности, периодом становления и формирования национальной монетарной системы, создания её организационного, технического и кадрового потенциала.

В 1998–1999 гг. преобладало жёсткое и последовательное проведение государством административных принципов прямого директивного управления денежным рынком. Был введён режим множественности курса рубля, валютный рынок начал дробиться на не связанные друг с другом сегменты. Проникновение иностранных банков на межбанковский рынок было сначала ограничено, а затем запрещено. Последствия директивного управления были негативны.

С начала 2000 года Национальный банк стал проводить умеренно жёсткую денежно-кредитную политику. Используя инструменты эмиссионной, процентной и валютной политики, он ужесточил ограничения в денежной сфере, ориентировал субъектов экономики на преимущественное использование рубля на внутреннем рынке страны, под более жёсткий контроль были поставлены темпы эмиссии Национального банка (прирост рублёвой денежной базы).

Последовательная реализация механизма денежно-кредитной политики государства содействовала ограничению инфляционных и девальвационных процессов, стабилизации в денежно-кредитной сфере и обеспечению высоких темпов экономического роста.

Если в 2001 году уровень инфляции в стране составлял 46, 1%, то в 2006 году он снизился до 6, 6%. Вследствие ликвидации в сентябре 2000 года множественности обменных курсов появилась возможность проведения эффективной курсовой политики. В результате в 2006 году было достигнуто повышение курса на 0, 6% при понижении номинального обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару США на 33, 9% в 2001 году.

Основной тенденцией процентной политики в этих условиях стало постепенное снижение номинального уровня процентных ставок денежного рынка, скоординированное с замедлением темпов инфляции. Ставка рефинансирования, достигавшая в 2001 году 75% годовых, с 1 августа 2007 года составляет 10, 5% годовых.

В 2010 году денежно-кредитная политика была направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия её стабильного развития.

В 2010 году сохранилась привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль).

Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках используется коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс (минус) 10% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года. На 1 октября 2010 года стоимость корзины иностранных валют составила 1 069, 01 рубля.

Ставка рефинансирования за 2010 год снижалась шесть раз и с 15 сентября 2010 составила 10, 5%. Предпринятые Национальным банком меры в области процентной политики обусловили уменьшение процентных ставок на депозитном и кредитном рынках.

Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика. Динамику инфляции можно проследить в рамках следующих периодов.

1) 1991–1994 гг. Углубление экономического кризиса, вызванного распадом СССР, разрушением единой рублёвой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Наряду с нарастанием экспансионистской денежной политики данные процессы привели к гиперинфляции в 1993–1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублёвым инструментам были отрицательными. Обменный курс за этот период девальвировал более чем в 64 раза. В 1994 году заработная плата составляла 20–25 долларов США.

2) 1994–1996 гг. В результате комплекса антиинфляционных мер была достигнута определённая финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 году до 244%, а в 1996 году – до 39, 3% (в 1994 году – до 1959%). Изменение ситуации было связано с переходом к жёсткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Однако в конце периода были усилены элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии в целях поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997–1999 гг.

3) 1997–1999 гг. Высокая инфляция в республике в 1998–1999 гг. была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием обменного курса белорусского рубля. Наряду с административным поддержанием цен это привело к инфляции в 350% за год.

4) Четвёртый период начался в 2000 году, когда произошёл переход к более взвешенной, умеренно жёсткой денежно-кредитной политике. Впервые с 1996 года было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублёвым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 года был осуществлён переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка.

Тем не менее, в экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. В связи с этим исключительно актуальной становятся вопросы антиинфляционного регулирования экономики.

Прирост индекса потребительских цен в декабре 2009 года по сравнению с декабрём 2008 года составил 10, 1% (или 0, 8% в среднем за месяц). При этом цены на продовольственные товары увеличились на 2, 3%, а на непродовольственные – на 0, 4%, на тарифы и услуги – на 0, 6%.

Антиинфляционная политика. Существует два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики:

1. Ортодоксальная программа монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства.

2. Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, в которых содержатся элементы политики из обеих программ.

Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы:

1) комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению;

2) комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции;

3) комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

В первый комплекс включены меры:

ê по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

ê по поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

ê по снижению материало- и энергоёмкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

ê по реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

ê по сокращению трансакционных издержек и т. д.

Во второй комплекс входят меры:

ê по регулированию объёма и структуры денежной массы;

ê по проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

ê по сокращению скорости оборота денег;

ê по регулированию резервных требований;

ê по ограничению бюджетного дефицита;

ê по регулированию доходов населения;

ê по стабилизации белорусского рубля и т. д.

В третьем комплексе предусматриваются меры:

ê по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

ê по государственному регулированию цен на товары монополистов;

ê по регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

ê по ограничению инфляционных ожиданий и т. д.

Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.