Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура государственного управления






Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления.

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Действует Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную.

Глава государства – Президент Республики Беларусь.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Законодательным органом является парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящее из двух палат – Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 члена). Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики – палата территориального представительства. От каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня и Минского городского Совета депутатов избираются по восемь членов Совета Республики; восемь членов назначаются Президентом Республики Беларусь.

Исполнительная власть представлена Советом Министров Республики Беларусь во главе с премьер-министром.

В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правле­ния Национального банка, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел.

В систему государственного управления Республики Беларусь, построенную по функционально-отраслевому и территориальному принципам, входят 19 министерств, семь государственных комитетов и семь государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций.

Сложившаяся система государственного управления экономикой в Республике Беларусь ещё не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Это происходит в результате того, что за структурами различных уровней управления закреплены одни и те же полномочия.

Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем.

Система планирования и прогнозирования национальной экономики

Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 года был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Основной целью прогнозирования является достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа.

В систему государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включены:

ê на долгосрочную перспективу – Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на десять лет;

ê на среднесрочную перспективу – Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

ê на краткосрочную перспективу – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу разрабатываются Министерством экономики РБ совместно с заинтересованными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчинёнными Правительству РБ, облисполкомами и Минским горисполкомом, базируются на информации, представляемой Министерством статистики и анализа РБ, Министерством финансов РБ, другими республиканскими органами государственного управления, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными местными исполнительными и распорядительными органами, которые несут ответственность за достоверность информации, её качественную разработку и своевременность представления по сферам их ведения.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР) разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года да начала прогнозируемого периода. В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития определяются с учётом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на десятилетний период разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода.

Проект основных направлений социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь представляется Министерством экономики в Совет Министров Республики Беларусь. После утверждения Правительством РБ основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь подлежат опубликованию.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства положения основных направлений социально-экономического развития используются при разработке программы социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правительство одобряет программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу и направляет её Президенту Республики Беларусь для утверждения. После утверждения Президентом Республики Беларусь программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу используется при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу.

В программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу отражаются:

ê оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь;

ê концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;

ê макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную политику;

ê институциональные преобразования;

ê инвестиционная и структурная политика;

ê внешнеэкономическая деятельность;

ê развитие реального сектора экономики;

ê социальная политика;

ê проблемы экологии и охраны окружающей среды.

Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

В годовой прогноз социально-экономического развития включаются:

ê перечень основных показателей социально-экономи­ческого развития, а также социально-экономических проблем и задач, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году;

ê перечень и характеристика целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета;

ê перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;

ê государственная инвестиционная программа;

ê целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.

Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь.

Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.

Важнейшие параметры годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь. Основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, утверждённые постановлением Совета Министров Республики Беларусь, в двухнедельный срок доводятся Министерством экономики РБ до заинтересованных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.