Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 90. Окончание






Знать: окончание значимая часть слова, указывающая на его форму.

Уметь: определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Составьте схемы предложений; назовите буквы и звуки слова зыбь.

 

1. Повеет свежий ветер, и на воде появляется легкая зыбь. 2. Гроза отошла на восток, и оттуда доносится глухой рокот грома.

 

II. При повторном чтении предложений учащиеся выписывают в три столбика: 1) существительные; 2) прилагательные; 3) глаголы, выделяя в них окончания и одновременно указывая, какие грамматические значения слова они обозначают.

Например: гроз ед. ч., им. пад.; ветер — муж. род, ед. ч., II скл.; пове I спр., 3-е л., ед. ч. и пр.

Делается вывод о том, что окончание — значимая часть слова, по которой можно многое сказать о самом слове.

— Что можно сказать о словах с окончаниями -ишь, -ет, -ого? Приведите примеры слов с этими морфемами, запишите их.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в столбиках есть слова, в которых окончания не выражены ни звуком (при произнесении), ни буквой (на письме). Такие окончания называются нулевыми.

 

III. Учащиеся получают задание записать пары слов, определить, что обозначают нулевые окончания:

акула — акул (мя. ч., жен, род, род. пад.)

в ночи — ночь (жен. род, III скл.)

вода чиста — воздух чист

прочитала — прочитал

 

Выразительно читается заранее написанное на доске (или спроецированное) стихотворение. Учащиеся должны выписать из него слова с нулевым окончанием, определить, какие это части речи и на что указывают в этих словах нулевые окончания.

 

Осень. Чащи леса,

Мох сухих болот.

Озеро белесо.

Бледен небосвод.

 

Отцвели кувшинки.

И шафран отцвел.

Выбиты тропинки,

Лес и пуст, и гол.

(И. Бунин.)

 

— Какие слова употреблены в переносном значении?

Домашнее задание: § 71 упр. 371; записать в «Словарь трудных слов» слова из рамок на с. 146.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.