Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 82. Прямое и переносное значение слова






Знать: о прямом и переносном значении слова.

Уметь: различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении; находить и определять роль олицетворения.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Запись предложения Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык». Учащиеся объясняют написание безударной гласной в корне глагола.

Подтвердите примерами, что словарный состав языка постоянно изменяется. В каком значении употреблено слово богаче? Выпишите из «Школьного толкового словаря» несколько примеров, доказывающих, что слово богатый многозначное.

 

III. Объяснение нового материала.

— Вспомните «Сказку о царе Салтане...» А. С. Пушкина. Что значит слово золотой?

 

Белка песенки поет

Да орешки все грызет;

А орешки не простые.

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд.

 

(Золотые скорлупки — это скорлупки из золота.)

— Прослушайте отрывок из стихотворения И. Никитина:

 

Золотые нивы,

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор.

 

— Что значит золотые нивы? (Похожие на цвет золота.)

— Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение. Вспомните выражения: у этого человека золотые руки; наша девочка — просто золото. (Здесь сходство в оценке разных предметов — очень хороший.)

Чтение § 65.

— Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (По сходству, если у предметов есть сходство.)

IV. Закрепление материала.

1. Упр. 338 (устно).

— Какое сходство между предметами, действиями и качествами способствовало употреблению указанных слов в переносном значении?

2. Запишите в два столбика словосочетания: в один — с прямым, в другой — с переносным значением слов.

 

Тяжелый чемодан, тяжелый характер; легкая работа, легкая рука; олимпийское спокойствие, олимпийские игры; железная дисциплина, железный гвоздь.

 

3. Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.

Учитель сообщает учащимся, что употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой. (Мета — пере, фора — несу.) Метафоры часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину природы.

Предлагается вспомнить и прочитать наизусть известное учащимся по начальной школе стихотворение С. Есенина «Поет зима — аукает».

При повторном чтении учащиеся записывают предложения или сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении.

Внимание детей обращается на то, что использование в стихотворении метафоры придает описанию природы особую выразительность, живость и яркость.

Запись под диктовку.

 

1. Котелок сердится и бормочет на огне. (К. Паустовский.) 2. Котелок — маленький котел, сосуд для варки пищи, для еды из него. (С. Ожегов.)

 

В каком предложении использована метафора?

 

Домашнее задание: § 65, упр. 342. Подготовиться к контрольному словарному диктанту.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.