Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суффиксы имен прилагательных






Суффиксы имен прилагательных Примеры
 

 

Слегка сырой (сыроватый), лес из сосен (сосновый), почва из глины (глинистая), чуткий человек (отзывчивый), салат из овощей (овощной), гриб небольшого размера (маленький).

 

Затем учащимся дается задание дополнить правую сторону таблицы примерами.

 

Мыльная (пена), дубовая (роща), лесистый (берег), заботливый (сын), голубоватый (цвет), прелестный (ребенок), тепленький (хлеб).

 

IV. Упр. 394 (устно).

 

V. Составьте слова по данным схемам.

 

VI. От корней - черн-, -ред - образуйте существительное, прилагательное, глагол.

 

VI. Запись под диктовку.

Учащиеся выделяют суффиксы прилагательных.

 

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

В осеннем лесу за сто шагов слышно, как пробегает маленькая мышь по сухим листьям. Умолкли звонкие голоса птиц. Золотистые кленовые листья беззвучно повисли на ветвях серебряной паутины. На желтоватом ковре из листьев играют последние солнечные зайчики.

(По В. Пескову.)

 

Домашнее задание: упр. 399 (письменно).

 

Урок 96. Суффикс — значимая часть слова (продолжение темы)

Знать: суффикс — значимая часть слова; средство образования новых слов (существительных, прилагательных, глаголов).

Уметь: выделять суффиксы; образовывать слова с различными суффиксами.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Составьте схемы предложений.

 

1. Сильнее припекает солнышко, и веселее булькают по склонам оврага ручьи. 2. Уцелел только маленький сугробик под лапами ели, которая растет на краю обрыва.

 

— Что общего в структуре этих предложений? (Оба предложения сложные.)

— Чем они отличаются? (В первом — предложения, входящие в состав сложного, не зависят друг от друга; во втором — одно подчиняется другому, т. е. первое — сложносочиненное, второе — сложноподчиненное.)

 

II. Выпишите и разберите по составу.

 

1. Солнышко, сугробик, маленький (определить в словах значения суффиксов).

2. Припекает, булькают, уцелел.

 

При разборе глаголов учитель обращает внимание учащихся на суффикс -, который указывает на форму прошедшего времени, а также на то, что глаголы в настоящем (и будущем) времени имеют личные, а в прошедшем времени — родовые окончания.

III. Разбор слов по составу.

 

Видит — видел — видеть; слышит — слышала — слышать; тает — таяло — таять; пилит пилили; крикнул — крикнуть.

 

— На что указывают окончания -ит, -ет, -ть, -а, -о, -и, в глаголах? Можно ли определить форму глагола по суффиксу -л-? Приведите примеры.

 

IV. Игра «Кто больше?»

Запись примеров слов различных частей речи с корнями -да-, -един-, -ясн-.

 

V. Запись текста под диктовку и его анализ по вопросам.

 

Однажды охотник встретил на лесной дороге маленькую девчушку с золотистыми волосами. Это была дочка лесника. Она собирала в корзинку еловые шишки.

У девочки были зеленоватые глаза, и в них отражался огонь осиновых листьев.

Она проводила охотника до избушки лесника.

 

Вопросы к тексту.

1. Указать средства связи предложений в тексте.

2. Составить схему четвертого предложения. Что связывает в нем союз и?

3. Найти однокоренные слова. Чем они отличаются по составу?

4. Назвать слова с нулевым окончанием. Какие это части речи? На что указывают в них нулевые окончания?

5. Есть ли в тексте слова без окончания? Что это за части речи?

6. Подчеркнуть суффиксы в именах прилагательных. Назвать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это части речи?

7. В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает на данную форму глагола?

 

Домашнее задание: упр.396.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.