Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 84. Синонимы






Знать: определение синонимов; о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о словарях синонимов; о роли синонимов в речи.

Уметь: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарем синонимов.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащимся предлагается назвать грамматические основы и составить схему предложения.

 

Солнце спряталось

за ситцевой

Занавескою небес,

Черно-бурою лисицею

Под горой улегся лес.

(Д. Кедрин.)

 

— Использование каких слов о ж и в л я е т картину природы? Как называются такие слова?

 

II. Запись в «Словарь корней».

Громада (куча), громоздить, громоздкий, громадный.

Устно с данными словами составляются словосочетания: к слову громадный учащиеся должны подобрать и записать другие прилагательные, которые характеризовали бы предмет, обозначая его признак — большой размер. (Например, громадный, огромный, большой, большущий, здоровенный, внушительный и т. д.)

— Все эти прилагательные обозначают один и тот же признак — большой размер, но разными словами. Такие слова называются синонимами. Они передают оттенки одного и того же понятия. Это слова, близкие по значению, по смыслу, но разные по звучанию и написанию.

— Со всеми ли из данных синонимов могут быть употреблены слова стол, завод, двор, станок? Почему? Какие из них могут быть использованы в разговорной речи? в книжной?

 

III. 1. Чтение § 67.

— Что вы узнали о синонимах?

— Чем отличаются синонимы друг от друга? (Оттенками значений, употреблением в речи.)

2. Упр. 349 (устно).

3. Знакомство со «Словарем синонимов русского языка» автор З. А. Александровой (М., 1977).

4. Упр. 350.

5. Упр. 355 (устно).

 

IV. Запись под диктовку слов с выделением в них корня.

 

Интерес, интересный, интересоваться; удивляться, диво, удивительный разговор, говорить.

 

— Являются ли эти однокоренные слова синонимами? Докажите.

— Используя словарь синонимов, подберите к выделенным словам синонимы.

— Составьте с глаголом говорить и его синонимами предложения с прямой речью в различных стилях, 2—3 из них запишите.

 

Домашнее задание: § 67, упр. 354; подготовиться к контрольному словарному диктанту.

 

Урок 85. Синонимы (продолжение темы)

Знать: о роли синонимов в создании точности, выразительности мысли, о синонимических рядах, выборе из них слов в соответствии со стилем высказывания.

Уметь: употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения.

 

I. Контрольный словарный диктант.

 

Исчезать с горизонта, виднеется вдали, багряный закат, освещать вестибюль, здешний житель, глаза слипаются, вязкая трясина, задрожать от страха, заставлять трепетать на ветру, разделить на части, лепить из глины.

 

II. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют схему предложения Мороз выжал влажность из древесных сучьев, и кусты опушились блестящим инеем; подбирают синонимы к слову блестящий. (Сверкающий, искрящийся, переливающийся и др.)

 

III. Учитель сообщает учащимся, что синонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, выразить мысль более точно.

— В первоначальном варианте одного из своих стихотворений Ф. Тютчев написал: С горы бежит ручей проворный. Впоследствии, работая над стихотворением, поэт заменил слово ручей словом поток. Являются ли эти слова синонимами? (Да.)

— Как вы думаете, почему поэт заменил слово? (Слово поток изображает стремительное и быстрое течение воды с гор образнее, чем слово ручей.)

IV. Выразительное чтение написанного на доске отрывка из стихотворения С. Маршака «Вьюга».

— Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат? Выпишите синонимы и однокоренные слова.

 

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи —

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

 

(Отмечаются различные оттенки значений синонимов: вьюга — снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег носиться, кружиться в воздухе; пурга — сильная снежная буря на открытых пространствах; метель — снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении, и т. д. То есть все эти слова называют одно и то же явление — снежную бурю, но разными словами.)

Внимание учащихся обращается на то, что использование синонимов в речи помогает избежать повторения одних и тех же слов, что синонимы являются средством выражения смысловой связи между предложениями.

Учащимся дается задание: используя «Словарь синонимов», определить, какими оттенками смысла различаются данные ниже синонимы, в каких стилях речи они могут быть использованы; составить и записать с ними предложения.

 

Красный, алый; обидеть, оскорбить; сказать, ляпнуть.

 

V. Слово учителя.

Мы с вами уже обращали внимание на то, что писатели, поэты, создавая свои произведения, стараются найти слова, выражения, которые помогают читателю ярче, образнее представить изображаемую картину природы, явление, человека. Иногда они много раз переделывают целые части произведения, стараясь найти нужное слово.

Прочитайте выразительно черновой вариант «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Вспомните окончательный вариант. Как вы думаете, почему поэт заменил слова? (Текст проецируется на доску.)

 


Ч е р н о в о й в а р и а н т

В ручку яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Кожу только прокусила

И ломотик проглотила...

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся — сердился,

Проглотил его — свалился

И издох…

О к о н ч а т е л ь н ы й в а р и а н т

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила...

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

И издох.


 

(Вместо ломотик поэт вставил слово кусочек, потому что ломоть — отрезанный ножом, плоский кусочек хлеба, пирога; царевна же яблоко не резала, а кусала. Озлился более точно передает состояние пса, чем сердился. В первом глаголе больше враждебности, чем в глаголе сердиться. Выбирая же слово руки, поэт думает о благозвучности стиха — в словах ручка, яблочко одинаково звучащее чк.)

 

VI. На доске с помощью графопроектора спроецированы синонимические ряды. Учащиеся должны расположить их в порядке усиления признака. (В случае затруднения можно обращаться к «Словарю синонимов».)

 

1. Колосе, титан, гигант, великан, исполин. 2. Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый. 3. Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться. 4. Холод, стужа, мороз.

 

С некоторыми из этих слов учащиеся составляют и записывают предложения.

 

Домашнее задание: упр. 356 (письменно), 358 (устно).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.