Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Виды дошкольных образовательных программ. Моделирование образовательной программы дошкольной организации в контексте ФГОС ДО.






    Любая образовательная деятельность, осуществляемая организациями или индивидуальными предпринимателями, строится на основе образовательной программы дошкольного образования, что обусловливает особую значимость, важность создаваемого документа.

    Это подтверждается и в приказе Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», где говорится о том, что все содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования (п. 8).

    В настоящее время, содержание образования в ДОО определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст.12 ФЗ «Об образовании в РФ» разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками, пройдут экспертизу и будут размещены в федеральном реестре.

    Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) – это нормативно-управленческий документ ДОО, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса в данной ДОО (далее – программа дошкольной образовательной организации или Программа).

    Образовательные программы дошкольного образования (ОП ДО) должны быть направлены на:

    разностороннее развитие детей дошкольного возраста

    с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

    на основе индивидуального подхода к дошкольникам

    и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

    В ст.7. ФЗ «Об Образовании в РФ» указано, что «освоение образовательных программ дошкольного образования НЕ сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». (п.2)

    В ст 15.ФЗ «Об Образовании в РФ» сказано, что «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». (организации партнеры: научные и медицинские организации, организации

    культуры, физкультурно- спортивные…)

    В соответствии с Законом «Об Образовании в РФ» все общеобразовательные программы подразделяются на : основные и дополнительные.

    Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Организация их разработки осуществляется по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.

    Основные программы ДОО - программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОО в рамках реализации основных образовательных услуг.

    Основные программы для ДОО можно разделить на:

    · комплексные (общеразвивающие) - программы, направленные на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках.

    · специализированные (парциальные, локальные) - программы, направленные на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях и/ или культурных практиках.

    Адаптированная образовательная программа разрабатывается для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.

    Дополнительные программы ДОУ - программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и бесплатных) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.

    Занятия по дополнительному образованию лучше проводить во второй половине дня. Следует помнить, что дополнительные программы не могут реализовываться вместо, или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ.

    В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных

    организаций, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.

    АЛГОРИТМ разработки программы:

    1. Формирование проекта программы (вносятся коррективы всех педагогов, проект обсуждается родительской общественностью).

    2. Решение о принятии проекта образовательной программы (т.е. содержание программы принято всеми участниками образовательного процесса и претензий к данному содержанию нет).

    Принятие проекта программы осуществляется на педагогическом совете, решение по данному вопросу фиксируется в протоколе.

    Без соблюдения соответствующего алгоритма нет возможности вести речь о соблюдении права педагогов и родителей воспитанников на управление образовательным процессом.

    3. Утверждение Программы к реализации приказом, подписанным руководителем ДОО.

    Структура и объем ОП ДО:

    Программа состоит из:

    обязательной части

    и части, формируемой участниками образовательных отношений.

    Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема;

    части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

    Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, представляющих определенные направления развития и образования детей:

    - социально-коммуникативное развитие;

    - познавательное развитие;

    - речевое развитие;

    - художественно – эстетическое;

    - физическое развитие.

    В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

    Если обязательная часть Программы соответствует Примерной программе, то она оформляется в виде ссылки на данную Примерную программу;

    в случае несоответствия - обязательная часть Программы, которую реализует Организация, представляется «развернуто».

    Такое же правило распространяется и на оформление части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Она может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы;

    или включать Программы, самостоятельно разработанные педагогами или специалистами Организации.

    Разделы ОП ДО:

    Программа включает три основных раздела (в каждом отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений):

    Целевой:

    Пояснительная записка

    1.цели и задачи реализации Программы

    2. принципы и подходы к формированию Программы

    3. значимые характеристики (особенности развития детей раннего и дошкольного возраста)

    Планируемые результаты

    · освоения Программы

    · с учетом возрастных возможностей

    · индивидуальных различий детей

    · особенностей развития детей с ОВЗ

    Содержательный:

    Представляет описание:

    · образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;

    · вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;

    · образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена).

    В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

    · особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

    · способы и направления поддержки детской инициативы;

    · особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

    Организационный:

    · описание материально - технического обеспечения Программы;

    · описание методических материалов и средств обучения и воспитания;

    · описание распорядка и /или режима дня;

    · описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий;

    · описание особенностей организации развивающей предметно - пространственной среды

    Содержание Программы должно отражать следующие

    аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

    1) предметно - пространственная развивающая образовательная среда;

    2) характер взаимодействия со взрослыми;

    3) характер взаимодействия с другими детьми;

    4)система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

    Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации.

    Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

    В краткой презентации Программы должны быть указаны:

    возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

    используемые примерные программы;

    характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.