Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание детей в целостном педагогическом процессе ДОО






Воспитание - одно из основных понятий педагогики. Это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса.

Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Результат воспитания - личность, развивающаяся в гармонии с собой, природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде.

Как общественное явление воспитание направлено на передачу накопленного человечеством исторического культурного опыта от поколения к поколению.

Воспитание всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли.

Воспитательный процесс - это целенаправленное взаимодействие педагогов и детей, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Структура воспитательного процесса - взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов, средств и достигнутых результатов.

Центр воспитательного процесса - развивающее взаимодействие педагога и детей, основанное на их сотрудничестве и взаимном уважении.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание.

Теоретические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи:

- самоценность дошкольного детства и его существенное значениедля последующего развития личности;

- развитие личности ребенка как процесс социального наследования, активного присвоения доступного социально-культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях и т. п.;

- амплификация развития ребенка как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей (максимальное обогащение личностного развития на основе развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми);

- определяющая роль деятельности в воспитании (воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры);

- развитие личности ребенка происходит в условиях проявления субъектной активности, субъектного опыта, становления субъектной позиции;

- обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы и других социальных институтов;

- непрерывность воспитательного процесса, наличие единых линий развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитании при переходе на ступень младшего школьного возраста.

Цель воспитания - ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность.

Воспитание в дошкольном детстве направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностной ориентации, определяющей поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Воспитание направлено на целостную личность ребенка (ее активность, самостоятельность, гуманистическую направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре.

Задача воспитания состоит в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни. (это касается как ценностных ориентаций, так и средств познания, деятельности, общения.)

Обеспечить базис личностной культуры - значит помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявлении эмоционально-оценочного отношения к миру.

Воспитательный процесс в детском саду активизирует механизмы саморазвития, самообучения, исследовательского поведения, инициативы и свободы самовыражения детей в разных видах деятельности и общении.

Воспитание дошкольников имеет свои особенности:

-определяющая роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта;

-необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил;

-неустойчивость формируемых качеств и способов поведения, необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях;

-необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития.

Педагогическая позиция воспитателя постоянно меняется в зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка:

- позиция прямой передачи опыта «Делай, как я»,

- позиция партнерства «Давай сделаем это вместе»,

- позиция обращения к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается»,

- позиция выбора творческого решения «Кто придумает интереснее?»

Осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий:

- личностно - ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

- создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Средством воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности:

- коммуникативная,

- трудовая,

- познавательно-исследовательская,

- продуктивная,

- музыкально-художественная,

- конструктивная;

- двигательная.

при ведущей роли игры.

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом:

- он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и интерес к воспитателю;

-охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем;

-проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем;

-охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания,
готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем.

Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач осуществляется правильно.

Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья.

Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.

Содержание воспитания связано с образовательными областями современного дошкольного образования:

физическое,

познавательное,

речевое,

художественно-эстетическое

социально-коммуникативное развитие детей.

Принципы воспитания - это

основные требования к эффективному построению воспитательного процесса;

основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства.

Принципы воспитания можно считать своего рода законами педагогической деятельности каждого воспитателя (Н. Ф. Голованова).

Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса (организация многостороннего педагогического влияния на ребенка через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса).

Принцип гуманизации воспитания. (самоценность дошкольного возраста и личности каждого ребенка, уважения его прав и свободы саморазвития; отношения педагогов и детей строятся на доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности, умении создать благоприятный психологический климат в группе, оказать помощь и поддержку каждому ребенку).

Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе (человек развивается в активной самостоятельной деятельности).

Успех воспитания зависит от меры активности воспитанников, которые должны быть не просто объектами воспитательного влияния, а активными участниками воспитательного процесса; необходимо максимально опираться на собственную активность ребенка, стимулировать и развивать его самостоятельность, инициативу, творчество.

Принцип создания перспектив движения к новым целям.

В воспитательном процессе необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения. Не должно быть застоя и однообразия в организации образа жизни дошкольников. Дети должны видеть и ощущать свое движение вперед

Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей.

Профессионализм современного педагога проявляется в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами педагогической диагностики и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников в детском саду.

Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников.

Данный принцип реализует требование единства и согласованных действий всех участников воспитательного процесса.

Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.

В состав метода воспитания входят методические приемы.

По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод.

1. Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников.

- Упражнение в положительном поведении и поступках

- Приучение

- Воспитывающие (воспитательные) ситуации

- Игровые методы воспитания

2. Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности.

- разъяснение нравственных норм и требований

- рассказ воспитателя на моральную тему

- чтение художественной литературы

- обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций(в детском саду, семье, городе, стране)

- этические беседы

3. Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей (побуждение детей к социально - одобряемому поведению)

- Поощрение -выражение положительной оценки поступков и действий воспитанников.

Цель - вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселить веру в свои силы, закрепить положительные навыки и привычки, стимулировать стремление к социально-ценностным действиям и поступкам.

Методика поощрения рекомендует одобрять НЕ только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.

- Наказание - метод воспитания, направленный на сдерживание негативных действий и поступков, это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Формы наказания дошкольников:

замечание,

предупреждение,

порицание,

индивидуальный разговор,

временное ограничение определенных прав или развлечений.

Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства ребенка и открывает ему путь исправления и улучшения поведения.

Отрицательная педагогическая оценка содержит суждение воспитателя о конкретном поступке или действии ребенка, но НЕ о его личности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.