Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Основные категории ДП как науки






    Дошкольная педагогика как наука. Функции, основные категории дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу: от рождения до 7 лет

    Дошкольная педагогика - отрасль общей педагогики, как наука опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики

    ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ - Система гуманитарных знаний и наук о человеке

    ПЕДАГОГИКА - Наука о воспитании, обучении и образовании

    Дошкольная педагогика - Дисциплина, входящая в структуру педагогических наук

    Дошкольная педагогика имеет свои объект и предмет исследования.

    Объект дошкольной педагогики - ребенок (педагогический процесс).

    Предмет - преобразование свойств и качеств воспитуемых в процессе развивающего взаимодействия воспитателя и детей (компоненты педагогического процесса - цели, задачи, содержание и формы, методы и средства и их своеобразие).

    Функции дошкольной педагогики как науки

    Объяснительная (теоретическая) - изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления, а также влияние этого процесса на формирование личности ребенка. Описывает педагогические факты, закономерности, условия.

    Результат - законы, закономерности, принципы, теории, концепции

    Прикладная (технологическая) - разработка новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения, систем и технологий, отвечающих требованиям современного общества.

    Прогностическая - изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания; предвидит развитие педагогической реальности.

    Воспитательно-образовательная - заключается в создании на основе научного прогноза новых концепций воспитания, изучение теоретических основ и технологий воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследование особенностей образовательного процесса в дошкольных учреждениях разных видов.

    Основные категории ДП как науки

    В соответствии с общей, специальной и частной методологиями дошкольной педагогики определяются ее основные категории как науки, характеризующие следующее:

    объект педагогики (личность, индивидуальность);

    предмет педагогики ( социализация, образование, воспитание, обучение, развитие);

    категории, интегрирующие основные педагогические средства (педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие).

    Опираясь на них, в настоящее время выделяются следующие отрасли внутри дошкольной педагогики как науки:

    · дидактика дошкольного образования;

    · теория и методика воспитания дошкольников;

    · международные стандарты предшкольного развития ребенка;

    · теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.

    Социализация (от лат. - общественный) - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

    Социализация вмещает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющей человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает как целенаправленные воздействия на личность (воспитание), так и стихийные (неосознанные).

     

    Излишняя социализация (Л. Колберг), ведет к потере уникальности, поэтому она неразрывно связана с индивидуализацией - приобретением все большей самостоятельности, автономности личности, с возможностью более полного самовыражения и самораскрытия.

    Единство социализации и индивидуализации в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь развития личности.

    Развитие:

    закономерное качественное и количественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное;

    процесс и результат качественных и количественных изменений в психике человека, которые характеризуют ее переход от низших к высшим уровням;

    цель и результат воспитания.

    Воспитание:

    передача накопленного опыта от одного поколения к другому (в широком социальном смысле);

    направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, образовательное учреждение, средства массовой информации, искусство и т.д.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, подготовки к жизни (в узком социальном смысле);

    специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств (в широком педагогическом смысле);

    процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (в узком педагогическом смысле).

    Термин «воспитание» был введен видным деятелем просвещения и организатором учебных заведений в России И. И. Бецким (1704-1795), однако длительное время параллельно с этим термином существует его синоним - наставление.

    Обучение:

    в широком смысле

    - процесс целенаправленной передачи общественно - исторического опыта;

    - совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними;

    в узком смысле

    - создание условий для специально организованных форм работы с детьми и для нерегламентированной детской деятельности, основанных на программах, методах и технологиях, обеспечивающих усвоение знаний и овладение способами действий ребенка, развитие способностей детей.

    Термин «образование» стал употребляться в чисто педагогическом смысле благодаря деятельности выдающегося общественного деятеля и просветителя Н. И. Новикова (1744-1818), который понимал его в одних случаях в значении «накопления знаний», в других - как «воспитание в узком смысле», однако до конца XVIII в. более распространенным был его синоним - «просвещение».

    Образование - это:

    ведущий механизм присвоения социального опыта; процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Современное понимание образования предполагает

    овладение социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру;

    непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных видов;

    процесс и результат обучения, выражаемый в объеме систематизированных знаний, умений и навыков, которыми овладел обучаемый, степени развитости способностей личности и самостоятельного решения проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта.

     

     

    2. Цели и задачи образовательной области «речевое развитие». Цель работы педагога по речевому развитию дошкольников. Виды детской деятельности в рамках данной образовательной области.

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Цель работы педагога по развитию речи дошкольников – становление начальной коммуникативной компетентности ребенка, его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи

    В рамках образовательной области «Речевое развитие» основными видами деятельности являются коммуникативная деятельность и чтение (восприятие) художественной литературы

    Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

    Формы общения со взрослым:

    - ситуативно-деловая (Ситуативно-личностная (с 2 мес) – потребность в доброжелательном общении со взрослым и сотрудничестве (в виде игры) с ним;

    - внеситуативно-познавательная (3-4 года) обеспечивает совместную со взрослым и самостоятельную деятельность ребенка по ознакомлению с окружающим миром (взрослый – источник знаний, причин различных явлений);

    - внеситуативно-личностная (5-6 лет) обеспечивает теоретическое и практическое познание ребенком мира социальных явлений; взрослый привлекает как личность, обладающий знаниями, старший товарищ.

    Формы общения со сверстниками:

    - эмоционально-практическая - Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и самовыражения. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.(до 4-х лет, на 4-м в общении начинает преобладать речи);

    - внеситуативно-деловая (6-7 лет). Общение не связанное с действием или игрой – «чисто общение» на уровне реальных отношений без игры. Рассказы сверстникам о том, где были, оценивают действия товарища

    - ситуативно-деловая форма (4-6 лет) - коллективная деятельность; стремление наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что порождает потребность к совместной деятельности столь сильное; склонность к конкуренции;

    Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях

    Виды деятельности:

    Чтение (слушание);

    Обсуждение (рассуждение);

    Рассказывание (пересказывание), декламация;

    Разучивание;

    Ситуативный разговор

    Задачи развития речи дошкольников

    1. Звуковая и интонационная культура речи

    2. словарный запас

    3. грамматический строй речи

    4. связная речь






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.