Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение в процессе воспитания. Контркультурные организации (криминальные и тоталитарные, политические и квазикультовые) – объединения людей






 

Контркультурные организации (криминальные и тоталитарные, политические и квазикультовые) – объединения людей, совместно реализующихинтересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества. В современном российском обществе существует множество квазикультовых сект и криминальных объединений, а в последнее десятилетие растет число и политических тоталитарных организаций. Поскольку в состав контркультурных организаций входит много молодежи, а ряд организаций исключительно молодежные, постольку их необходимо рассматривать наряду с другими микрофакторами социализации подрастающих поколений.

Контркультурные организации обладают признаками, общими для любой организации. Однако ценностно-содержательные характеристики этих признаков, во-первых, существенно отличаются от свойственных просоциальным организациям, а во-вторых, специфичны в различных видах и типах контркультурных организаций.

Любая контркультурная организация образуется на основе принципа обособления.

Принцип обособления – это то, что отличает организацию от других общностей, занимающихся антиобщественной деятельностью. Принцип обособления – фактор возникновения солидарности, чувства «мы», он позволяет рассматривать людей, не входящих в организацию, как «чужих», как «они». Принцип обособления определяет содержание жизнедеятельности организации, ее субкультуру, а также критерии приема в нее новых членов.

Контркультурная организация обладает жестко фиксированным членством и жесткой иерархической структурой руководства–подчинения. Обычно во главе организации стоят харизматический лидер, т.е. человек, отличающийся притягательной силой для членов организации и обладающий вследствие этого непререкаемым авторитетом.

В организации могут существовать иерархические группы (страты), которые фиксируются специальными наименованиями каждой страты, привилегиями или ограничениями и запретами, элементами внешнего оформления – одеждой, прическами, макияжем, татуировками и пр. Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется соответствующими нормами; образцами взаимодействия и поведения; клятвами и проклятиями; способами стимулирования – вознаграждения, принуждения и наказания.

Контркультурные организации нередко имеют определенные центры (помещения), в которых собираются их члены. Как правило, у подобных организаций есть определенная атрибутика: от кличек и татуировок до формы и знамен, а также нередко они обладают каким-либо имуществом (у некоторых оно может быть довольно значительным).

В организации складывается и формируется система коммуникаций, образующих каналы организационных и иных связей, которые обеспечивают прохождение информации, необходимой для реализации целей ее жизнедеятельности.

В зависимости от характера организации ее субкультура включает в себя специфические элементы. Одним из них может быть отношение членов организации к своему здоровью: от строгого режима жизни и питания, занятий спортом («накачка мышц» и пр.) до само-истощения вплоть до саморазрушения (минимум сна, минимум пищи и пр.). В одних организациях наркотики и алкоголь используются как средства стимулирования и сплочения их членов, а в других существует полный запрет на их употребление. В одних организациях культивируются эротические ценности, порнография, промискуитет (беспорядочные половые связи), в других – пропагандируется аскетизм, ограничения и запреты в сфере сексуальных отношений. В некоторых организациях существует ограничение и даже запрет на родственные контакты, отказ от семьи и имущества в пользу организации.

В подобных организациях практически невозможно обособление человека, ибо автономия в ее рамках либо недопустима, либо минимальна, ибо у человека отсутствует свобода в выборе форм поведения, норм и ценностей.

В контркультурных организациях осуществляется диссоциальное воспитание – целенаправленное формирование антисоциального сознания и поведения. Как и любой вид воспитания, диссоциальное воспитание имеет специфические задачи, цели, содержание и средства. Задача диссоциального воспитания – привлечение социально дезориентированных людей, необходимых для функционирования криминальных и тоталитарных организаций.

Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них воспитание имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и бездумной реализации их в повседневной жизни. В диссоциальном воспитании человек рассматривается не как личность, а как индивид (т.е. как представитель биологического рода или социальной группы), как объект воздействия (манипулирования) лидеров.

Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью определенного набора средств, важнейшими из которых можно считать следующие.

Во-первых, основной род занятий группы или организации (криминальный, квазикультовый, экстремистский).

Во-вторых, автократический стиль руководства, предполагающий единоличное управление лидером жизнедеятельностью группы или организации, беспрекословное подчинение рядовых членов лидеру, жесткий контроль поведения каждого, использование широкого набора карательных санкций (включая физическое насилие и физическое уничтожение) по отношению к нарушителям норм и приказов.

Реализация автократического стиля руководства ведет к тому, что первоначально складывающиеся отношения «лидер – ведомый», «учитель – ученик» превращаются в отношения «господин – раб», т. е. к полному подавлению членов группы или организации.

В-третьих, характер основного рода занятий, ценности и нормы, внедряемые в группе или организации, формируют специфическую для нее субкультуру (жаргон, способы времяпрепровождения, эстетические пристрастия – одежда, прическа, тату, пирсинг и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор), которая становится эффективным средством диссоциального воспитания.

Процесс диссоциального воспитания в общем виде включает ряд этапов.

Первый – возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных иди индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание. Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать неполноценность, самоутвердиться. Квазикультовые организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, утративших цель и смысл жизни и т. д.

Второй – включение человека в жизнедеятельность организации, освоение им ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений.

Третий – удовлетворение определенных потребностей человека в антиобщественных формах поведения. Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в повышении престижа, в обеспечении признания представителями референтной группы, в самоутверждении. При неоднократных совершениях подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, патологии – формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения.

Четвертый – закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок, которые и определяют поведение членов контркультурных (криминальных и тоталитарных) организаций[133].

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.