Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В начале XXI века






 

По материалам Международной Ассоциации исследователей детского движения, в современном детско-юношеском общественном движении России действует более 20 тысяч объединений, охватывающих своим влиянием свыше 5, 5 млн детей и юношества. Это составляет 30 % детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях.

Современный российский скаутизм – это многоплановый социально-культурный феномен, которому сегодня нет однозначной оценки. Феномен не новый, но и не старый.

Исследователи уже прочно признали скаутское движение как особый тип общественного объединения детей и молодежи, обозначивший себя в начале XXI века, причем ставя его на первое место среди других детских общественных объединения:

· скаутские организации;

· объединения для детей-инвалидов;

· пионерские организации;

· патриотические формирования;

· национальные объединения;

· экологические объединения;

· культурно-краеведческие формирования;

· клубные объединения по интересам.

Оставляем в стороне рассказ об успехах развития скаутинга и программ с использованием скаутского метода в современной России и отметим некоторые проблемы, упрочившиеся к середине первого десятилетия XXI столетия и влияющие на современную ситуацию:

– запущенные в середине 1990-х гг. центробежные процессы препятствуют развитию скаутского движения в России;

– амбиции лидеров мешают созданию единой общероссийской скаутской организации;

– бедность организаций выразилась в примитивности подготовки кадров, недостатке методической литературы, периодики;

– борьба за финансовую и организационную помощь движению, объективно способствовавшей развитию скаутинга, провоцировала дальнейший внутренний раскол;

– обострились проблемы во взаимоотношениях с церковью, которая хотела бы полностью подчинить молодежное движение;

– скаутский метод стал рассматриваться разновидностью системы дополнительного образования;

– членство в скаутских организациях перестало расти, но при этом увеличилось количество организаций;

– скауты и их руководители перестали что либо понимать в организационном многообразии;

– на обыденном уровне понятие «скаут» ассоциируется с самоуверенным, но неуспешным человеком.

За прошедшие годы не найдено компромиссное решение в определении миссии и векторе развития скаутинга. В настоящее время наблюдается несколько различных направлений развития: скаутинг как разновидность дополнительного образования, где основой является соответствующая образовательная программа; скаутинг как некоммерческая организация, где ведущей линией становится поиск финансовых средств.

Очевидно, что движение пережило своеобразную точку бифуркации – выбор состоял в том, что движению придет неизбежный конец, или оно сможет выбраться из состояния стагнации. По нашему мнению, расколы и появление новых организаций все-таки являются свидетельством положительных тенденций и вызывают некоторый оптимизм.

Значимым достоянием периода 1999–2004 годов является постепенная стабилизация положения в сфере деятельности детских объединений, налаживание их руководителями конструктивного диалога с государственными органами, различными общественными структурами, кампаниями и фондами. В их направленности постепенно усиливалась социально-региональная составляющая, выражаемая в экономической, патриотической, культурно-исторической, волонтерской и тому подобных видах деятельности (М. В. Богуславский).

С вполне реальным появлением детских припартийных объединений скаутам, возможно, придется оказаться в особой сфере детского движения – политически нейтральных детских объединений гуманистической ориентации, которые будут, по мере возможности, продолжать осуществлять свою деятельность, направленную преимущественно на развитие интересов членов организаций.

В настоящее время структура скаутских организаций в России весьма пестра. С начала третьего тысячелетия существует шесть всероссийских скаутских организаций. Но порой даже в рамках одной скаутской организации можно найти отряды, различающиеся по уровню подготовки и духу.

Останавливаясь на некоторых проблемах движения, начнем с отношений скаутских организаций с государством и общественностью.

Скаутинг, как метод, активно используется в практике. Но позволят ли скаутингу люди, «принимающие решения», как организации, занять достойное место в числе детских и молодежных организаций общероссийского уровня без его выраженной политической позиции? Или скаутинг останется общественным детско-молодежным движением, но разрешенным лишь для уровня грантовой поддержки?

Дальнейшее развитие скаутского движения в России напрямую будет зависеть от того, какой путь он выберет. С кем он пойдет. Он может быть замкнутым «лесным» движением, но может научиться выстраивать диалог с властью, стать частью гражданского общества. Сегодня совершенно сознательно скаутами проводится политика установления связей с общественностью, активного участия в государственных, общественных акциях. Впервые скауты ставят перед собой проблему государственного и церковного лицензирования своей образовательной и воспитательной деятельности, сертификации курсовых и разрядных программ. Но утверждать, что скаутизм становится заметным общественным явлением, что он стал однозначно понятным и привлекательным для государства, будет преждевременно.

Скаутинг сам воспроизводит свои кадры. Это отличается от сложившейся в стране системы. Ее сила в государственной поддержке: если государство заинтересовано – оно развивает систему, насаждает содержание, формы и методы работы, готовит кадры руководителей в соответствии с государственной идеологией. Слабость здесь же – при смене курса, прекращается поддержка, ликвидируется система подготовки кадров работников. Вспомним ВПО имени В. Ленина – полезное для общества и государства, но не имевшее своей внутренней системы подготовки кадров движение.

Скаутский метод предполагает формирование управленческих, организаторских умений и навыков в своей организации. В этом еще одна уникальная черта скаутинга.

Для подготовки лидеров в скаутинге используется воспитательная система, благодаря которой скаут одновременно рядовой и командир, организатор дел и эксперт. За сто лет выстроена лесенка поручений, благодаря которой скаут получает возможность развить в себе задатки организатора, или, по крайней мере, научиться быть органичным в коллективной деятельности. Система формирования лидера по принципу «делай как я» недостаточна.

По скаутингу почти нет современной литературы (в особенности для старших и младших скаутов). До сих пор не могут оказать помощь скаутам педагоги-теоретики и практики. Вот и приходится лидерам использовать старые пионерские разработки, пособия русских эмигрантов, распространять свои собственные программы, переводить пособия американских и английских коллег. Остра необходимость обширной информационной программы с участием всех российских организаций: некоторые шаги к этому уже делаются.

Добавились проблемы во взаимоотношениях с церковными лидерами, которые хотели бы полностью подчинить это молодежное движение Московской Патриархии. Что Церковь больше всего привлекает в скаутизме? Прекрасный путь воцерковления детей и молодежи.

Как заявил священник ОРЮР: «Скаутинг – это стиль жизни, это не детская игра. Скаутинг имеет главный принцип – служение. Служение – прежде всего Богу, Родине, людям».

Российский скаутизм не может быть исключительно православным. Формально скаутами могут быть и буддисты, и магометане. Отдельные инославные группы в русском скаутизме выделялись в автономные соединения с правом разрешать вопросы религиозного воспитания. Основная же работа российской скаутской организации ведется под знаком православия. На путях углубления религиозной жизни важно воцерковление скаутской жизни, руководящего состава движения, создающее духовное единство.

Скаут-разведчик должен быть готов к жизни. Готов служить Богу и Родине, готов помогать ближним, готов узнавать и изучать новое, готов быть полезным, готов придти на помощь, готов преодолевать трудности, готов разведывать свой край, Святую Русь. Готов «ко всему большому и прекрасному», как поется в традиционном гимне[129].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.