Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская педагогическая энциклопедия. Пионерская организацияв СССР – самодеятельная организация детей и подростков в возрасте 10–15 лет






Пионерская организация в СССР – самодеятельная организация детей и подростков в возрасте 10–15 лет. Датой рождения пионерской организации считается 19 мая 1922, когда 2-ой Всероссийской конференцией РКСМ было принято постановление «О детском движении». В 1922–1923 гг. деятельность пионерской организации способствовала организации детского досуга; пионеры участвовали в ликвидации неграмотности, борьбе с детской беспризорностью и др.

Н. К. Крупская и др. партийные и государственные деятели видели в пионерской организации средство воспитания нового человека. Один из организаторов русского скаутизма И. Н. Жуковстремился воплотить в пионерской организации позитивные традиции скаутского движения. Он предложил назвать детскую коммунистическую организацию пионерской, ввести скаутский девиз «Будь готов!» и использовать игровые методы и занимательные формы воспитательной работы с детьми. Пионерская организация заимствовала из скаутизма организацию по отрядам, руководство вожатых, сборы у костра
и т. п., элементы символики, специальной формы (например, в значке три лепестка скаутской лилии заменили три языка пламени, три конца галстука стали означать три поколения – пионеров, комсомольцев и коммунистов).

В середине 20-х гг. началась политизация пионерской организации, она рассматривалась как составная часть, смена и резерв ВЛКСМ. Пионерская организация по структуре повторяла комсомольскую организацию (высший орган – Всесоюзный слёт, перед ним проходили районные, городские, окружные, областные, краевые и республиканские слёты, практической работой руководил Центральный совет Всесоюзной пионерской организации). Советы пионерских организаций всех уровней включали наряду с педагогами и вожатыми партийных, комсомольских, и советских работников. Деятельность пионерской организации регламентировалась и контролировалась комсомольскими и партийными организациями.

Работа пионерской организации на местах привлекала многих детей возможностями участия в неформальном общении в кружках, домах и дворцах пионеров и школьников и др. Позитивную роль в организации летнего отдыха школьников играли пионерские лагеря. Многие руководители пионерской организации вносили в её деятельность романтику и творчество. Однако урон нравственному воспитанию наносили классовый подход, политизированная направленность мероприятий, обязательность атеистического мировоззрения.

В 1932 г. Постановлением ЦК ВКП(б) «О работе пионерской организации» пионерская организация реорганизована по школьному принципу. Пионерская деятельность превратилась в составную часть школьной воспитательной работы. Старший пионервожатый нередко выполнял вспомогательную роль при педагогическом коллективе. Содержание пионерской работы строилось по направлениям воспитания (общественно-политическое, интернациональное и атеистическое).

В годы Великой Отечественной войны важную роль сыграло тимуровское движение (возникшее как массовый отклик на книгу
А. П. Гайдара «Тимур и его команда»), оказывавшее помощь семьям военнослужащих Красной Армии, оставшимся одинокими гражданам.

На рубеже 50–60-х гг. пионерская работа приобрела массовый централизованный характер и сопровождалась общесоюзными смотрами, общественно-трудовыми кампаниями и т. п., часто связанными с реализацией партийно-государственных установок. Одновременно предпринимались попытки вести работу с пионерами на гуманистической основе (например, «Коммунарская методика»).

В 70–80-х гг. деятельность пионерской организации – всесоюзные военизированные игры «Зарница» и «Орлёнок», марши пионерских отрядов («Моя Родина – СССР», «Мир и солидарность» и др.), провозглашавшие цели патриотического и интернационального воспитания, сводились, по существу, к парадным рапортам и отчётам партийным органам. С середины 80-х гг. предпринимались попытки реформирования пионерской организации, но поиск новых методов и форм не дал ощутимых результатов. К началу 90-х гг. Всесоюзная пионерская организация практически прекратила свою деятельность.
В 1990 г. её преемником стал Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций), действующий в России после распада СССР. Пионерские организации функционируют в некоторых государствах – членах СНГ, в бывших социалистических государствах и ряде др. стран[131].

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.