Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные мотивы лирики Есенина






Поэзия стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтич движ, не уходил в мистические дали. Ему удалось избеж влиян друг поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. Творч неповторимо яркое и глубокое. Стихи полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей. В лит вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творч. В ней искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувств полноту земной прелести, и глубокая трагедия чел, долго остававшегося в узком промежутке старых чувств и воззрений. Если в одних стих-самые сокровен, сам интимн чел чувства, они наполнены свежестью картин родной прир, то в других-отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творч подходом к осмысл действит обусловили богатство и разнообраз тем и мотивов лирики. Основной темой ранней лирики становится описание прир, родных картин, пейзаж, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явл прир олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных. Родная прир для-вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (Береза, Пороша). Любовь в этот период-какое-то романтич, хрупкое состояние души, его возлюбленная-не девушка, а видение, символ: лирич герой опис не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно. Любовь и прир в ранней лири взаимосвяз, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики тему-Родины; одним из первых в ее осмыслении стало стих “Гой ты, Русь, моя родная”. Поэт признается в любви Родине и ставит ее выше рая, выше небесной жизни. Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие в стихотворении “Запели тесаные дроги”. Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем: с одной стороны, именно эпатажная лирика (Я нарочно иду нечесаный), с другой-воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихо “Письмо матери”, “Русь советская”, “Русь уходящая”, “Возвращение на Родину”. Революц преобраз, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; чувствует утрату связи с родным краем. С радостью и горячим сочувствием встретил Октябр рев (Преображение, Инония, Небесный барабанщик), проникн бунтарск настроен. Поэт захвачен бурей револ, её величием и рвётся к новому, к будущему. Но воспринял революц по-своему, с крестьянским уклоном. Это наложило особый отпечаток на творчество. В поэме " Инония" он рис будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему мужицким раем. Тема поэта и поэзии тесно связана с темой Родины: воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Тема Родины опять с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика моск периода и послед лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. (Я помню, любимая, помню, Письмо к женщине) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стих пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви. Посл стих трагич, в них звучит мотив неразделен, несчастной, безответной любви. Однако со временем приходит философ пониман сути счастья и смысла чел жизни. В лир появляются философ мотивы. Стих последних лет отражают мысли о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошед временах, принимает с философ спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы, все мы в этом мире тленны”. Подлинными шедеврами явл стих “Отговорила роща золотая”, “Не жалею, не зову, не плачу”. Последнее, предсмертное стих относится к фил лир, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творч пути.


17. Поэмы Есенина: проблематика и художественные особенности

Творч неповторимо яркое и глубокое. Стихи полны теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей. В лит он вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что сост душу есенинского творч. Но не менее важны для понимания мировоззрения поэта и его поэмы, кот отразили чувства и пережив на происход события.

Поэма " Анна Снегина " играет особенную роль. Поэму отличает поразительное слияние эпич и лирич начал. В ней отразились как личные переживания, так и его мысли-предчувствия по поводу дальнейшей судьбы послереволюц Рос. Во многом поэма стала биограф. Лир герой, получ как и у автора имя Сергей, и от лица которого ведется повествование, приезжает в Родное село Радово в промежуток между двумя революц 1917 года. В первой строфе нарис картина благополуч­ного, крепкого села Радова. Радовские места богаты лесом и во­дью, есть пастбища, есть поля. Крест дворы там крыты железом. Контрастно на фоне Радова выглядит соседняя де­ревня Криуши. Там житье плохое, одна соха на всех да пара заезженных кляч. Нищета и обездолен­ность заставляют криушан воровать из соседского леса дрова. Драматич события разворач, когда радовцы застают их на месте преступления. Братоубийственная схватка заканч смертью старшины, а десять мужиков отправляются на катор­гу в Сибирь. Полно душевной усталости повествование героя о годах войны. Она ему «всю душу изъела». Теплые чувства вызывает в герое встреча с родны­ми местами, где он не был уже почти четыре года и куда явился на год. Дурманящий запах сеновала, пре­лесть разросшегося сада, аромат сирени. Все это на­вевает в герое воспомин юности, о возлюбленной. Образ возлюбленной не угас в сердце героя. Но не только воспомин о первой любви вспыхивают в сердце героя. Прелесть родных мест возбуждает в нем фил размышл о войне и мире, о челове­ке и истории, о месте личности в круговерти масштаб­ных событ. Особ место в поэме заним образ Прона Оглоблина. Особым лиризмом наполнены сцены, опис отнош героя с Анной Снегиной. Не миновали авторского повествования сцены рас­кулач помещиков. Поэма проникнута глубокими раз­мышл о судьбе Родины. Она стала одним из первых крупнейших произведений о крестьянстве и интеллигенции в советской литературе и вызвала многочисленные споры. «Черный человек»-одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых произв. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматич ощущ тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Это лирич выражение терзаний души. Черн чел-это двойник поэта, он вобрал в себя все то, что поэт счит в себе отрицат и мерзким. Это тема болезненной души, раздвоенной личности. Трагизм самоощущения лир героя закл в поним собств обреченности: все лучшее и светлое в прошл, будущее видится пугающ и мрачно беспросветн. «Дуэль» с чер чел послужила дух испыт для лир гер, поводом к самоанализу. Перед нами два образа-чистая душа и чер чел. Здесь выраж и тоска по уход молодости, и осознан своей ненужности, и ощуще пошлости жизни. Но эта слишком ранняя усталость все же преодолев: в финале ночь сменяется утром-спасит порой отрезвления от кошмаров тьмы. Ноч разгов с гостем помогает проникнуть в глубины души и с болью сорвать с нее темные наслоения. Возможно это приведет к очищению. Поэт не сразу принял идеи большевизма, его мучила двойственность, умирающая деревня добавляла скорби в душу. Он выраз свои сомнен, свое негодование, свою скорбь в поэме " Пугачев ". В эпоху революц перелома пыт понять сущн мятежной, революц стихии. Поэтому его интересует Емельян Пугачев, герой народ восстания. В поэме Пугачев любит родину, бескрайние степи. Он озабочен судьбой крестьянства. Герою важно, чтобы у крест была возможн заним мирным трудом, пахать, сеять. Когда он узнает, что после смерти Петра Екатерина отдала все богатства края «под надзор дворян», он возмущен. Сторож признается Пугач, что «уже мятеж вздымает паруса» и только «нужен тот, кто первый бросил камень». Заслуж Пугач любовь народа кажется гораздо более ценным качеством мятежника. В последнем отрывке из поэмы войска Пугачева на грани разгрома. Но вождь не верит в свое поражение: «Вы с ума сошли! -трижды восклицает он.-Кто сказал вам, что мы уничтожены?» Он верит в возможность счастливого исхода и не дает упасть духом своим соратникам.




18. Литература «первой волны» русской эмиграции

Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы. Первая волна – с 1918 до начала Второй мировой войны, оккупации Парижа – носила массовый характер. (Бунин, Набоков)(1918–1940). Вторая волна возникла в конце Второй мировой войны (И.Елагин, Д. Кленовский, Л. Ржевский, Н. Моршен, Б. Филлипов, Чиннов, Маринин). (1940-е – 1950-е годы). Третья волна началась после хрущевской «оттепели» и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А.Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов, Лимонов). (1960–1980-е годы). Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции. После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. Надежда на скорое возвращение не оправдалась, к середине 1920-х стало очевидно, что России не вернуть и в Россию не вернуться. Боль ностальгии сопровождалась необходимостью тяжелого физического труда, бытовой неустроенностью. Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали. В эмиграции лит была поставлена в неблагопр условия: отсутствие массового чит, бесприютность. С 1927 начинается расцвет рус заруб лит, на рус яз созд велик книги. В новых непривычных условиях писатели сохранили не только полит, но и внутр свободу, творч богатство в противостоянии горьким реалиям эмигрантского существования. Развитие рус лит в изгнании шло по разным направлениям: писатели старшегопоколения исповедовали позицию «сохранения заветов», самоценность трагического опыта эмиграции признавалась младшимпоколением (поэзия Г.Иванова, «парижской ноты»), появились писатели, ориентированные на западную традицию (В.Набоков, Г.Газданов).

Старшее поколение писателей-эмигрантов. Стремление «удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое» –в основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти в литературу и составить себе имя еще в дореволюционной Рос: Бунин, Шмелев, Ремизов, Куприн, Гиппиус, Мережковский. Литература «старших» представлена преимущественно прозой (Жизнь Арсеньева, Темные аллеи Бунина; Солнце мертвых, Лето Господне, Богомолье Шмелева; Сивцев Вражек Осоргина и др). Среди поэтов за границу выехали И.Северянин, С.Черный, Д.Бурлюк, К.Бальмонт, Гиппиус, Вяч.Иванов. Главным мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об утраченной родине. Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие рус кул, мифологизированное и поэтизир прошедшее. Темы, к кот обращаются прозаики старш покол, ретроспективны: тоска по «вечной России», события революц и граж войны, рус истор, воспомин о детстве и юности.

Младшее поколение писателей в эмиграции, поднявшееся в иной социальной и духовной среде, отказавшееся от реконструкции безнадежно утраченного. К «незамеченному поколению» принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России: В.Набоков, Г.Газданов, М.Алданов, А.Штейгер, Д.Кнут, и др. Их судьба сложилась различно. Набоков и Газданов завоевали общеевропейскую, славу. Алданов примкнул к «старшим». Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать на жизнь литературным трудом: Газданов стал таксистом, Кнут развозил товары, Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы русской души в изгнании, изобразив действительность эмиграции. Жизнь «русского эмигранта» запечатлена в романах Поплавского Аполлон Безобразов, Домой с небес. Широкое распространение приобрела и бытовая проза: Одоевцева Ангел смерти, Изольда, Зеркало, Берберова Последние и первые. Роман из эмигрантской жизни. Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику.

Основными центрами рассеяния русской эмиграции явились Константинополь, София, Прага, Берлин, Париж, Харбин. Судьба и культурное наследие писателей первой волны русской эмиграции – неотъемлемая часть русской культуры 20 в., блистательная и трагическая страница в истории русской литературы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.