Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Герои рассказов Платонова






Проза по художественному стилю-явление уникальное, резко индивидуальное. В его стиле мы часто находим в еди­ном сплаве противоположные начала-пафос строи­тельства новой жизни, и скептицизм, сомнения, иро­нию, пародирование канцелярского стиля, захлестнувшего советскую печать в 20-е г, и серьезное отношение к этому стилю как зна­ку эпохи. Сочетание столь разных, противоположно на­правленных стилевых примет связано с эволюцией мировосприятия писателя. В годы революции и гражданской войны романтик П был в плену мечты о царстве справедливости-социализме. О его очарованностью великой Утопией говорят десятки напи­санных им публицистических статей, стихов, агиток. Рассказы 20-30-х годов (Песчаная учительница, На заре туманной юности, Фро) переполняет светлая уверенность в возможнос­ти совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все его герои-молодые, честные люди, дея­тельные народные характеры, возникшие из глубин рус­ской жизни. Они полны горячих надежд, несут в себе свежую силу чувств. Они еще и подвижники. Порою превозмогая жалость к себе, они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело, ставшее для них своим. Такова юная Мария Нарышкина, изображенная в «Песчаной учительнице». В рассказе «Фро», думая над сущностью челове­ческого счастья, уравновешивает необ­ходимость личного и всеобщего счастья. В рассказе «В прекрасном и яростном мире» отразилась увлеченность мощ­ной техникой. " С жадностью страстного размышления" наблюдают напряженную работу мотора герои рассказа " Родина электричества", захваченные поэзией мира машин, которые представляются им живыми существами. В более позднем творчестве возникает герой-миссионер, который считает, что знает истину, и готов нести свет своего сознания людям (Сокровенный человек). Судьба строителей-философов в произведениях, как правило, трагична. Вторая группа персонажей-это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова») свидетельствует о быстром осмыслении писателем пос­левоенной жизни: как жить человеку, его близким, его детям после всего, что было перенесено и понято на войне. Война воспринималась как глобальная попытка уничтожения милосердия, надежд на силу добра и человечности. Платонов раскрывает читателю сложность и глубину внутреннего мира своих героев, их сердечность, душевную чистоту. Любовь к людям, любовь до юродства воплощена в Юшке-герое одноименного рассказа.

Рассказы Платонова своеобразны духовным об­ликом его героев. Неповторимы, жизненно убедительны его сюжеты, они дышат правдой жизни и правдой о че­ловеке. Гуманист Платонов, свято веривший в доброе сердце человека, показал, как непрост путь человека к самому себе. Точностью психологических деталей, пово­ротов мысли и чувства обусловлен и своеобразный язык прозы Платонова. Неисправимый идеалист и романтик, он верил в жизненное творчество добра, в мир и свет, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории зарю прогресса человечества. Писатель-реалист видел причины, заставляющие людей экономить свою природу, выключать сознание, не оставляя в душе ни единого личного чувства, терять ощущение самого себя. чем бы он ни писал, он говорит о своей вере в человека, страстно, мучительно пробивается к лучшему в нем, отстаивает способность мыслящего человека сознательно и ответственно творить пусть едва заметную, но свою тропинку в истории народа.


23. Своеобразие повести Платонова «Котлован»

Повесть относится к тем немногим в русской лите­ратуре 20 в. произвед, в кот была выражена сущность эпохи «великого перелома».В пов отразились главные истор событ кон 20-х-нач 30-х г: проводим в годы перв пятилетки, индустриализац и коллективизац. Символ осуществляемых в стране преобразований-проектирование и строительство «общепролетарского дома». В первой части рассказано о бригаде землекопов, роющих котлован под фундамент нового дома, предназнач для переселения трудящихся целого города из частных домов.Во второй части действие перенос в деревню, подвергнутую сплошной коллективизации. Здесь аналогом общего является «оргдвор», где собираются лишенные имущества, вступившие в колхоз крестьяне.

В «Котловане» переплетись два сюжета: сюжет-странствие главного героя в поисках истины и сюжет-испытание очередного проекта улучшения жизни человечества. Герой повести Вощев-странник поневоле, он насильно вы­толкнут из привычной жизни, уволен с «механического завода» и лишен средств к существованию. Он чувствует себя ненужным, становится бездомным нищим. Вощев попадает на строительство символического «общепролетарского дома». Первое, что он видит на стройке-барак мастеровых, где спят вповалку на полу измученные люди. Жизнь в бараке схожа с пребыванием в аду. Положение здесь нестерпимо и указывает на необходимость скорейшего одоления их «гибельной участи». Главный мотив-стремление участника событий понять смысл происходящего, чтобы осознанно участвовать в стро­ительстве нового мира. Образ «общепролетарского дома» в повести многозначен: его основу составляет библейская легенда о Вавилонской башне. Со­отнесение строительства «общепролетарского дома» с безуспеш­ной и наказуемой попыткой человечества построить «город и баш­ню высотою до небес» свидетельствует о масштабах авторского осмысления «стройки социализма». В «Котловане» мечтают о том, что, поселившись в «общепро­летарском доме», люди оставят «снаружи» враждебную природу, освободятся от воздействия ее смертоносных сил. Но строительство «вечного дома» остановилось на стадии рытья котлована под фундамент. Вместо ожидаемого возрождения че­ловеческая жизнь безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Мотив уничтожения людей и природы ради дома постоянно звучит в произведении. Ощущение гибельных по­следствий работы на котловане испытывают все землекопы. «Котлован»-уникальный по честности и мужеству документ эпохи, передавшим картину «сплошной коллективиз». Ее сим­волом становятся гробы, которые заготовлены крестьянами, ожи­дающими коллективиз со смертным страхом. Мужики воспри­нимают ее как «колхозное заключение», «плен». Процесс коллективиз пронизан насилием. Погибают рабочие, посланные со стройки в деревню создавать колхоз. Вступает в действие механизм насилия: тот, кто причастен к нему, сам становится его жертвой. Оргдвор, на котором вповалку спят под открытым небом кол­хозники, напоминает дощатый барак, где на полу забываются мерт­вым сном землекопы котлована. В повести создается образ страны, превращенной в лагерь.

Смысл «Котлована» был раскрыт самим Платоновым: проис­ходит превращение котлована в могилу не только для его строите­лей, но и для будущего России, воплощенного в образе девочки Насти. Одна из героинь-удочеренная землекопами девочка-сирота. На ее глазах умерла мать. Осиротевшую Настю бригадир землекопов Чиклин приводит в барак. Настя умирает в бараке землекопов от голода и холода. А вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. Смерть Насти заставляет землекопов думать, что «нет никакого коммунизма». Такой вывод определяется религиозным отношением героев к ком­мунизму, верой в то, что новое общественное устройство обеспе­чит людям бессмертие. В своеобразном противостоянии котлована и Насти побеждает котлован, в основание будущего дома ложится ее мертвое тело. После смерти Насти возобновляется рытье котлована, забро­шенного на время проведения коллективизации. Название символично. Котлован-не только стройка. Это огромная яма, могила, которую роют рабочие для себя. Здесь же многие и погибают. Нельзя построить счастливый общепролетарский дом на рабском отношении к труду и унижении человеческого достоинства.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.