Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Герои сатирических рассказов Зощенко, художественное мастерство писателя






Сатира-вид комического, отличающийся резким обличением при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, пародии и др. Первой блестящей удачей З были “Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова”. С этих рассказов и начался З-сатирик. “Рассказы ” положили начало галерее зощ героев, открытие которых стало исторической заслугой Зощенко перед русской и мировой культурой. В них проявил себя достойным преемником Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина. Рассказы 1920-х гг. чаще всего строятся как простые повествования героя о том или ином эпизоде из жизни. Они напоминают очерк, в котором автор ничего не придумал, а просто, заметил тот или иной эпизод. Часто рассказ имеет форму непринужденной беседы с читателем. З пишет в форме сказа. Посредством сказовой манеры отчетливо передаются и жест героя, и оттенок голоса, и его психологическое состояние, и отношение автора к рассказываемому. “Сказ-тип повествования, основанный на стилизации, умышленной имитации автором особенностей речи того героя, который выступает в роли рассказчика. Повествование в сказе ведётся от лица героя, в присущей именно ему речевой манере, и имитирует живую разговорную речь со всеми характерными для устной формы речи особенностями. Тематика рассказов разнообразна. Она была основана на конкретных и злободневных фактах, почерпнутых либо из непосредственных наблюдений, либо из многочисленных читательских писем. З остро чувствовал наиболее важные вопросы времени. Так, его многочисленные рассказы о жилищном кризисе. Он писал обо всем, с чем люди сталкивались в быту. Хар события и мотивы-любовные неудачи, всевозможные материальные затруднения, столкновения и скандалы в коммунальных квартирах, на улице, в трамвае, на почте, в бане. Эти истории близки аудитории также, как и место, где разворачиваются события. Названия рассказов ироничны: " Счастье", " Любовь", " Легкая жизнь", " Приятные встречи", " Честный гражданин", " Богатая жизнь", " Счастливое детство" и т.п., так как речь в них идёт о прямо противоположном тому, что было заявлено в заголовке. Пис возвышал отдельные случаи до уровня значительного обобщения. Новаторство началось с открытия комического героя. Пис показал конфликт между человеком, отягощенным предрассудками дореволюционной жизни, и моралью, нравственными принципами нового общества. Главное-комические проявления мелких и ограниченных житейских интересов обывателя-горожанина, обостренных условиями послереволюционного времени и забавно оттененных его претензиями на культурные запросы, на философские рассуждения, порой на политическую идеологию. Зощенко создал особый, новый комический образ героя-обывателя, этот герой обладает убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. Герои-обыватели, мелкие мещане, приспособившиеся к послереволюционным условиям и почувствовавшие даже некоторый подъем самосознания после прежней приниженности. Основной комический прием-пестрый и ломаный язык, на которым говорят герои. Язык этот характеризуется большой лексической пестротой. Грубая разговорная речь, впитавшая в себя некоторые канцелярские обороты, сочетается с поверхностно усвоенными элементами абстрактной терминологии, книжной или политической. Сатирик обращал внимание людей на их мелкие недостатки, слабости, высмеивал нелепости советской действительности, мелкие житейские неурядицы. З хотел показать людей со стороны, чтобы они научились смеяться над собой и стать лучше. З был уверен, что общаться с народом нужно на понятном ему языке, и он овладел этим живым разговорным языком. Больш рас по сюжетной канве очень просты и всегда жизненны. Сатира направлена не на высмеивание людей, хотел показать мещанские, обывательские черты в любом человеке с целью их искоренения. Проблемы актуальны. В р «Качество продукции» отечественная некачественная продукция вынуждает людей покупать импортную. В «Бане» высмеивает порядки в коммунальном хозяйстве, неуважительное отношение к простому человеку, а «Истории болезни» низкий уровень медицинского обслуживания. У З особенный смех, это «смех сквозь слезы». Когда чит смеялись над его рассказами, он огорчался. Ведь за юмором таилась трагическая сущность действительности.


8. Творческие искания А.Н.Толстого. Трилогия «Хождение по мукам»

Алексей Николаевич Толстой – писатель многогранного и яркого дарования. Им созданы романы о современности и историческом прошлом Родины, рассказы и пьесы, сценарии и политические памфлеты, автобиографическая повесть и сказки для детей. Толстой рос в обстановке дикого быта разорившихся заволжских помещиков. Эту жизнь он изобразил в своих рассказах и романах, написанных в 1909–1912 гг. («Мишука Налымов», «Чудаки», «Хромой барин» и др). Великую Октябрьскую социалистическую революцию Толстой принял не сразу. Он эмигрировал за границу. Тоска по Родине вызывала в памяти писате­ля воспоминания детства, картины родной природы. Так появилась автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1919), в которой чувствуется, как глубоко и задушевно любил свою Родину Толстой, как тосковал вдали от нее. В повести рассказывается о детских годах писателя, прекрасно изображены картины русской природы, русского быта, образы русских людей. Публик первый советский научно-фантастический роман «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Вернувшись в 1923 г. на Родину создает рассказы о советской действительности («Черная пятница», «Мираж», «Союз пяти»), фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», трилогию «Хождение по мукам» и исторический роман «Петр I». К Петровской эпохе обращ в романе «Петр I». Это роман не только о великом преобразователе Петре I, но и о судьбах русской нации в один из «трагических и творческих» периодов ее истории. Писатель правдиво рассказывает о важнейших событиях Петровской эпохи: стрелецком бунте, крымских походах князя Голицына, о борьбе Петра за Азов, путешествиях Петра за границу, его преобразовательной деятельности, о войне России со шведами, о создании русского флота и новой армии, об основании Петербурга и т. д. Наряду со всем этим Толстой показывает жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Для детей младшего возраста Толстой написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». На материале сказки он сделал киносценарий и пьесу для детского театра. В годы ВОВ рассказывал о силе и героизме советских людей в борьбе с врагами Родины. Его статьи и очерки: «Родина», «Кровь народа», «Москве угрожает враг», рассказ «Русский характер» и другие – вдохновляли советских людей на новые подвиги. В годы войны А. Толстой создал также драматическую повесть «Иван Грозный», состоящую из двух пьес: «Орел и орлица» (1941–1942) и «Трудные годы» (1943).

Над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») Толстой работал около 22 лет. Ее тему писатель определил так: «Это потерянная и возвращенная Родина». Толстой рассказывает о жизни России периода революции и гражданской воины, о сложном пути к народу русских интеллигентов Кати, Даши, Телегина и Рощина. Революция помогает героям трилогии определить свое место в общенародной борьбе за социализм, найти личное счастье. Читатель расстается с ними в конце гражданской войны. Начинается новый этап в жизни страны. Победивший народ приступает к строительству социализма. Русский народ предстает в эпопее творцом истории. Под руководством Коммунистической партии он борется за свободу и справедливость. В образах представителей народа-Ивана Горы, Агриппины, балтийских матросов-Толстой отражает стойкость, мужество, чистоту чувств, преданность Родине советских людей. С большой художественной силой писателю удалось запечатлеть в трилогии образ Ленина, показать глубину мыслей вождя революции, его целеустремленность, энергию, скромность и простоту. На страницах трилогии оживает политическая и военная стратегия Октябрьской революции. Герои “Хождения по мукам” стали участниками и свидетелями всех важнейших событий времени. В финале трилогии-эпопеи герои навсегда осознают свое родство с родиной и народом. Художественный мир трилогии захватывает нас героизмом и страданием, через которые проходит русский народ.



Писатель-патриот и гуманист, художник широкого творческого диапазона, мастер совершенной литературной формы, владевший всеми богатствами русского языка, Толстой прошел сложный творческий путь и занял видное место в русской советской литературе.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.