Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структуры дипломной работы






 

Основные структурные элементы дипломной работы:

· «Задание на выполнение дипломной работы» (Приложение 2);

· «Титульный лист» (Приложение 4);

· «Содержание» (Приложения 5), включающее в себя:

- «Введение»;

- «Основная часть» ВКР включающая в себя 2-3 главы;

- «Заключение»;

- «Список использованных источников» (Приложение 6);

- «Список сокращений, используемых в работе» (Приложение 7);

- «Приложения».

 

Каждый структурный элемент выпускной квалификационной работы должен отвечать предъявляемым требованиям.

  1. Требования к структурным элементам выпускной квалификационной работы.

 

Титульный лист включает следующую информацию: название и логотип образовательной организации, название вида работы (ВКР), тема ВКР, Ф.И.О. автора, ФИО методического руководителя и консультанта (если назначен), год защиты ВКР (Приложение 4).

Содержание ВКР включает в себя:

- оглавление (указатель рубрик) с указанием страниц (Приложение 4);

- введение;

- теоретическую часть (Главы 1 и 2);

- практическую часть;

- выводы и заключения, рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов;

- список использованных источников (Приложение 6);

- список сокращений, используемых в работе (Приложение 7);

- приложения.

 

Содержание (оглавление) – указатель рубрик (заголовков), включает в себя все разделы выпускной квалификационной работы. В оглавлении рубрики должны точно соответствовать заголовкам текста, взаиморасположение рубрик должно правильно отражать последовательность и соподчиненность их в тексте. В конце каждой главы оглавления проставляется номер страницы, на которой напечатан данный заголовок в тексте. Количество рубрик в теоретических и практической главах должно быть примерно одинаковым. Пример оформления оглавления представлен в Приложении 4.

 

Во введении дается характеристика состояния исследуемого вопроса, обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, указывается цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению, для раскрытия темы указывают объект исследования, его новизна. Примеры оборотов научного стиля при написании введения ВКР представлены в Приложениях данного издания (Приложение 8).

Цель и задачи ВКР должны быть четко сформулированы. Введение должно содержать:

- обоснование актуальности выбранной темы;

- выявленное противоречие и гипотеза исследования (если предполагается экспериментальная или исследовательская часть);

- цель и задачи исследования,

- объект и предмет исследования,

- основные источники (краткий обзор библиографии), которые стали теоретической основой написания выпускной квалификационной работы.

- методы исследования;

- практическая значимость (если даны практические рекомендации или выявлена возможность внедрения в практику).

Актуальность исследования содержит поло­жения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и приклад­ной значимости решения проблемы, исследуемой в ВКР. При написании этой части введения следует воспользоваться обо­снованием актуальности темы работы в процессе выбора и ут­верждения темы. Актуальность исследования определяется следующими факторами:

- степенью востребованности, необходимостью решения определенной проблемы (потребностью в новых данных, методах, способах);

- статистическими показателями, свидетельствующих о необходимости решения определенной проблемы общественного здоровья и/или здравоохранения;

- уровнем готовности национальной системы здравоохранения к разрешению возникших проблем.

Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления ее решения.

Цель исследования – это желаемый, конечный результат исследования (это ответы на вопросы что? (хотели исследовать) – как? (планируете это делать: сбор информации, выполнить, обработать) – зачем? (т.е. мотивация, обоснование). Цель напрямую зависит от темы. Подходы к формулированию цели ВКР представлены в Приложении 9. Цели и задачи исследования содержат форму­лировку главной цели, которая видится в решении основной пробле­мы ВКР. Цель работы - это решение проблемы, ответ на вопрос, который был сформулирован в разделе «актуальность».

Цели могут быть исследовательские (выявление факторов развития, благоприятствующих условий, разработка технологий, способов управления) и практические (сохранение здоровья, успешное обучение). Цель не должна формулироваться как процесс (например: изучение последствий абортов), а как результат (например: провести анализ…, определить влияние…, доказать…, выявить основные…). Она должна быть реалистична, достижима и проверяема.

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировка задач делается в форме перечислений нумерованного списка. Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются изучение сущности явления, выявление условий и факторов их определяющих, знакомство с методикой работы. Для достижения цели ставится несколько задач:

- первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;

- вторая задача – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития;

- третья – со способами преобразования (моделирования, опытно-экспериментальной проверки), выявлением путей и средств повышения эффективности или совершенствования исследуемого явления (процесса), либо связана с практическими аспектами будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с основной целью следует выделить 2-3 целевые задачи, которые необходимо решить для дос­тижения главной цели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна форми­ровать отдельную главу выпускной квалификационной работы. Примеры формулирования задач ВКР представлены в Приложении 10.

Задачи вытекают из цели: «Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие (взаимосвязанные) задачи …» и формулируются в виде глаголов: изучить, доказать, показать, выявить, определить, провести мониторинг и т.д.

 

Помните!!! Задачи определяют структуру работы. В «идеале» - 1 задача = 1 главе выпускной квалификационной работы.

Познакомьтесь с примером постановки задач ВКР.

Например: 1. «Изучить структуру заболеваемости со стороны сердечно-сосудистой системы у детей и подростков в городе Мончегорск»;

2. «Обобщить теоретические аспекты и стандарты ранней диагностики артериальной гипертензии»;

3. «Выявить наиболее распространённые факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний среди людей трудоспособного возраста»;

4. «Ознакомиться и отработать на практике существующие методики измерения и мониторинга уровня артериального давления у детей разного возраста педиатрического участка городской поликлиники с диагностической целью».

Объект исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования в рамках ВКР. Объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматриваем?».

Например: «Объект исследования – популяционная группа студенческой молодежи города Апатиты в возрасте 16-20 лет».

Объект представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема

Например, тема работы - «Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в Мончегорском районе», где объектом является «национальный проект «Здоровье».

Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Именно на него и направлено основное внимание, и именно он определяет тему выпускной квалификационной работы. Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Определение же предмета исследования – это, прежде всего уточнение «места и времени» действия. Предмет исследования более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется ВКР, вследствие чего он непосредственно отра­жается в теме дипломной работы. Благодаря его фор­мулированию в ВКР из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, проте­кающий в системе, являющийся непосредственным предметом ис­следования (например: «итоги реализации проекта «Здоровье»).

Например: «Предмет исследования – уровень артериального давления как параметр, влияющий на состояние сердечно-сосудистой системы».

Методы исследования - при написании выпускной квалификационной работы студент должен применить набор различных методов исследования. Метод представляет собой некоторые действия, которые помогают в достижении цели работы. Современная система методов исследования богата и вариабельна. Предлагаем ознакомится с одной из существующих классификаций методов исследования:

1. Анализ – представляет собой расчленение явления или процесса на составные части (некоторые свойства, признаки и т.д.) и их разностороннее изучение. Этот метод исследования является самым часто используемым при написании курсовых работ и ВКР.

2. Аналогия – это метод, который основан на сходстве объектов исследования по некоторым признакам. При этом на основании признаков одного объекта выводится заключение о сходстве по другому объекту.

1. Дедукция – метод исследования, при котором по множеству частных признаков делается заключение об общей совокупности исследуемых признаков.

4. Индукция – способ рассуждения, обратный дедукции, то есть от общего к частному.
5. Классификация – представляет собой деление изучаемых объектов на несколько отдельных групп в зависимости от какого-либо признака.

6. Моделирование – создание и исследование копии или модели исследуемого объекта, которая имитирует оригинал. При этом модель должна соответствовать объекту исследования в изучаемых свойствах, но может отличаться по ряду некоторых признаков, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого признака или объекта.
7. Наблюдение – это метод научного познания, состоящий из действий, направленных на восприятие явлений действительности. При использовании наблюдения получают информацию о свойствах и отношениях исследуемых объектов.
8. Метод обобщения – похож на метод дедукции. При применении этого метода научного познания делаются выводы об общих свойствах исследуемых объектов.

9. Метод прогнозирования – представляет собой заключение о тенденциях развития исследуемого объекта.

10. Синтез – этот метод состоит в соединении некоторых исследуемых признаков или свойств объекта в единое целое.
11. Эксперимент – это испытание изучаемых признаков в и управляемых исследователем условиях.

12. Скрининг-исследование – в переводе с англ. слова " screening" означает " просеивание". Следовательно, скринингподразумевает профилактическое обследование крупных контингентов населения с помощью метода, обладающего высокой пропускной способностью, для выявления относительно небольшой группы повышенного риска, нуждающейся в дополнительном обследовании. Дообследованние группы повышенного риска проводится методами, разрешающие способности которых позволяют осуществлять окончательную диагностику онкологического заболевания на ранних стадиях развития. Типичными примерами скрининговых методов являются анкетирование, флюорография, пальцевое исследование прямой кишки, пальпаторное исследование молочных желез, анализ кала на скрытую кровь.

 

Наиболее часто при подготовке ВКР используются следующие методы:

- исторический метод включает историко-графическое, архивное изучение литературы, освещающей исследуемый вопрос или проблему;

- метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протекания изучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента;

- экспериментальные методы включают лабораторные опыты, психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях;

- социологический метод включает опрос, беседу, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов);

- статистический метод применяется при необходимости получить количественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом;

- логический метод сопутствует любому научному исследованию, включает индукцию, дедукцию, анализ и синтез.

Например: «В ходе написания ВКР были применены следующиеметоды исследования:

- выкопировка данных из амбулаторных карт;

- интервью с пациентами терапевтического отделения ГОБУЗ «МЦРБ»;

- измерение артериального давления;

- собственные наблюдения (изучение объекта без вмешательства в процесс со стороны исследователя);

- анализ и синтез.

 

Важным элементом исследовательской работы является гипотеза.

Гипотеза – предположение о путях, способах, условиях решения поставленных задач и возможных результатах. Различают первоначальную гипотезу и развитую, научную гипотезу. Гипотеза чаще всего имеет структуру: «если… (что-то вести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то…» будет достигнут такой-то результат, или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как…» или «потому что…».

Выдвижение гипотезы предусматривается не в каждой ВКР, а только в том случае, если она носит экспериментальный характер!

Принципы выдвижения гипотезы:

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна.

Результатами исследования в рамках ВКР, гипотеза может быть либо подтверждена, либо отвергнута, либо доказана частично.

Гипотеза в процессе исследования может уточняться, дополняться или изменяться – это зависит от материала, полученного в ходе подготовки ВКР. Выдвижение и формулировка гипотезы проводится совместно - методическим руководителем и студентом.

В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок гипотез:

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если...

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если...

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

Например: «Наличие одного (наследственная предрасположенность) или нескольких факторов риска (гиподинамия, интенсивная интеллектуальная нагрузка избыточная масса тела, дефицит сна и отдыха и др.) приводит к изменению уровня артериального давления и является причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний в детском и юношеском возрасте».

 

Практическая значимость (ценность) работы – указывается не во всех ВКР, определяется наличием практических рекомендаций, возможностью внедрения полученных результатов исследования в практику.

Например: «Считаем, что в ходе нашей работы по достижению цели исследования были достигнуты данные, имеющие практическую значимость:

- выявлены факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и их распространенность в возрастной популяции подростков и студенческой молодежи;

- проведена донозологическая диагностика сердечно-сосудистых заболеваний в указанной популяции подростков и студенческой молодежи и сформулированы предварительные диагнозы;

- списки студентов, имеющих нестабильное артериальное давление, переданы в медицинский кабинет колледжа и поставлены на диспансерный учет;

- оформлены и выпущены в виде буклета рекомендации по коррекции факторов риска с артериальной гипертонией».

 

Введение должно быть по возможности кратким, рекомендуемый объем 2-3 страницы текста.

 

По структуре дипломная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе обзора и анализа имеющейся литературы.

Основная часть ВКР может содержать 2-3 главы, каждая из которых делится на 2-3 параграфа. Параграфы, в свою очередь, могут содержать пункты. Более дробное деление не рекомендуется. Главы должны быть примерно равноценными по объему и содержать от 10 до 20 страниц текста.

Глава 1 носит общетеоретический характер. В ней представлены теоретические аспекты разрабатываемой темы, в рамках одного из профессиональных модулей. Это могут быть даны результаты изучения истории вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа специальной и научной литературы, современного практического опыта. Завершается написание главы обобщающими выводами по всему содержанию первой главы.

Глава 2 носит теоретизированный и/или прикладной характер, посвящена вопросам разрабатываемой темы в рамках второго, реализуемого в ходе написания ВКР, профессионального модуля. Это может быть анализ современных подходов к организации медицинской помощи пациентам с той или иной патологией, существующие подходы к диагностике, лечению и дальнейшему ведению пациентов, в соответствии с Национальными клиническими рекомендациями, Порядками и/или Стандартами, рекомендациями по профилактике, проведению санитарно-просветительной деятельности медицинским персоналом. Завершается написание главы обобщающими выводами по всему содержанию второй главы.

Практическая 3 часть может быть представлена описанием курации пациента во время преддипломной производственной практики, разбором клинического примера, из специальной литературы, архива медицинской организации или продуктом самостоятельной творческой деятельности. Здесь приводятся результаты собственных исследований: объект и методы исследования, полученные результаты и их анализ, статистическая обработка результатов исследования, иллюстративный материал; выводы по практической части; рекомендации по профилактике, санитарно-просветительная деятельность медицинского персонала. Завершается написание главы обобщающими выводами по всему содержанию 3 главы.

Обязательным условием для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.

в Заключение логически и последовательно излагаются: мотивация студента по выбору темы (т.е. актуальность темы ВКР для студента или практического здравоохранения), краткое описание хода исследования при решении каждой из задач и выводы, к которым пришел студент в результате исследования, а также могут быть предложения по урегулированию теоретических и практических проблем. Выводы должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании выполненного исследования, обоснованности и эффективности предложений. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса.

Заключение может содержать небольшую аннотацию по применению работы. Представлены рекомендации, возможные пути их реализации. Подчеркивается необходимость проведения подобных исследований, имеющих практическую значимость для медицинских организаций или специалистов здравоохранения.

 

Список использованных источников включает упоминаемые или цитируемые в работе литературные и другие источники.

 

ПриложениЕ выделяется в самостоятельный раздел, если приводятся такие материалы как истории болезни, карты сестринского процесса, листы гемотрансфузий, наркозные листы и прочие бланки, отражающие технику расчетов, образцы анкет, тестов, иллюстрации вспомогательного характера и т.д. Количество страниц в приложениях не входит в общий счёт объёма ВКР (max. 60 стр.) В приложения следует относить вспомогательный материал, который при заключении в основную часть работы загромождает текст.

Общий объем ВКР должен быть в пределах 40 – 60 страниц печатного текста. Примерное соотношение между отдельными частями работы рекомендуем следующее:

- введение – 2-3 страницы,

- 1 глава – 10-15 страниц,

- 2 глава до 10-15 страниц,

- 3 глава (практическая часть) 15-20 страниц,

- заключение – 2-3 страницы.

Графический материал является обязательной частью выпускной квалификационной работы? Он должен быть органически связан с содержанием работы и в наглядной форме иллюстрировать основные положения сравнения, анализа и/или проектирования. Типовыми графическими материалами являются схемы динамики основных исследуемых показателей, диаграммы и таблицы, характеризующие результаты анализа деятельности подразделения или всей медицинской организации, схемы алгоритмов и статистические данные. Необходимое количество, состав и содержание графического материала в каждом конкретном случае определяется руководителем ВКР совместно со студентом, в ходе подготовки ВКР. Размещается графический материал, как в тексте, так и в приложениях к ВКР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.