Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роли участников команды






Долгосрочная эффективная деятельность команды предполагает необходимость ее формирования таким образом, чтобы ее члены одновременно достигали социального благополучия и хорошо выполняли свои рабочие задания. Как правило, особую роль играют в этом сотрудники, ответственные за решение задач и оказывающие социально-эмоциональную поддержку.

Члены команды, исполняющие роль специалистов по решению задач,

направляют всю свою энергию на достижение командных целей. Для них характерны следующие черты.

> Инициатива: предлагают новые решения стоящих перед командой проблем.

> Обмен мнениями: высказывают свое мнение по решению задачи, искренне прислушиваются и оценивают предложения других людей.

> Поиск информации: просят предоставить им факты, имеющие отношение к задаче.

> Подведение итогов: связывают предлагаемые идеи с возможностями решения проблемы; собирают их воедино для создания общей перспективы.

> Энергия: побуждают членов команды к труду (особенно в трудные моменты).

Члены команды, роль которых заключается в социально-эмоциональной поддержке, отвечают за удовлетворение эмоциональных потребностей участников группы, помогают им укрепить свое социальное состояние. Для них характерны следующие черты.

> Воодушевляют: восприимчивы к идеям других участников, не скупятся на похвалы, побуждают членов команды к высказыванию новых предложении.

> Создают гармонию: улаживают конфликты в группе, помогают конфликтующим сторонам прийти к соглашению.

> Снижают напряженность: различными способами (анекдоты, шутки) снимают эмоциональное напряжение.

> Стремятся всегда шагать «в ногу»: как правило, соглашаются с предложениями других членов команды.

> Готовы к компромиссам: способны поступиться собственным мнением ради поддержания гармонии в команде.


Раздел N1. Воплощение стратегического замысла в жизнь

Значение этих ролен наглядно представлено на рисунке 29. Если большинство членов команды склонны к исполнению социальных ролей, команда становится социально ориентированной. Как правило, ее члены избегают необоснованной критики, стремятся к согласию друг с другом, не навязывают другим свое мнение и не особо стремятся к выполнению задач команды, потому что главное для них - гармония взаимоотношений в команде. Участники таких команд получают высокое индивидуальное удовлетворение, но, как правило, за счет снижения производительности. Другой крайний случай - команда, состоящая преимущественно из «специалистов». В ней все подчинено одной цели - результату. Такая команда очень эффективна в течение непродолжительного периода времени, но в долгосрочной перспективе степень удовлетворения от труда ее участников снижается. «Спецы» обычно не проявляют особых эмоций, избегают оказывать или принимать поддержку коллег, игнорируют эмоциональные и социальные потребности участников команды. В ней абсолютно может отсутствовать юмор и, как следствие, уровень удовлетворения от труда снижается.

Как видно из рисунка 29, некоторые члены команды могут играть двойную роль, т. е. одновременно работают и над поставленной задачей и удовлетворяют эмоциональные потребности других участников. Они вполне могут стать лидерами команды, потому что на них, удовлетворяющих оба типа потребностей, равняются все члены группы. Наконец, есть еще одна роль - роль стороннего наблюдателя, который не перетруждается ни в решении командных задач, ни в удовлетворении социальных потребностей участников. Обычно такие члены команды не пользуются уважением участников.

Руководители не должны забывать, что в хорошей команде должны присутствовать как «специалисты», так и социально-эмоциональная поддержка. Юмор и забота о человеке в не меньшей степени определяют эффективность группы, чем аналитические способности и умение находить решения проблем. Нельзя забывать и о том, что многим людям лучше дается какая-то одна роль: одни склонны решать социальные вопросы, другие - производственные проблемы. Команда должна быть хорошо сбалансирована, и тогда она с успехом просуществует очень долго, ее участники будут получать удовлетворение от труда, а компании - высокие результаты.


Глава 8. Бизнес-команды

Рисунок 29. Роли участников команды49

8.2. Зачем создавать команду

Рисунок 30. Три командных задачи

Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000

 

Команда является дорогим «удовольствием» для компании, поэтому руководители должны достаточно хорошо представлять себе, зачем создавать команду, прежде, чем тратить на это немалые ресурсы. Можно выделить три основные задачи в бизнесе, которые требуют деятельности, организованной по принципу команд (рисунок 30).


Раздел III. Воплощение стратегического замысла в жизнь






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.