Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сверхсознание как осознание бессознательного






В изложенной концепции А. Г. Асмолова о четырех классах неосознаваемых явлений оказались лишь те явления, которые фактически можно отнести к подсознанию. Но к неосознаваемым явлениям также относится очень важная группа бессознательных явлений, названная II. В. Симоновым «Сверхсознание». Известный физиолог, специалист в области экспериментальной нейрофизиологии эмоций и мотивации II. В. Симонов рассматривает психику как трехзвенную структуру: «Подсознание», «Сознание», «Сверхсознание».

При внешней идентичности трехзвенной структуре психики, предложенной 3. Фрейдом, содержание «Подсознания» и «Сверхсознания» по Симонову существенно отличается от «Id» (Оно) и «Super Ego» (Сверх-Я) Фрейда.

П. В. Симонов к сфере Подсознания, опираясь на классиков (в частности, на высказывание Л. П. Толстого: «Совесть - есть память общества, усвоенная отдельным лицом»), относит не только все то, что было осознаваемым в определенных условиях, включая хорошо автоматизированные навыки и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта, но и то, что 3. Фрейд относит к «Сверх Я», т. е. глубоко усвоенные социальные нормы, включая «голос совести», «зов сердца» и «веление долга» [500].

Сверхсознание, по Симонову, не осознается ни при каких условиях. В сознание переходят лишь результаты деятельности Сверхсознания, к сфере которого относятся первоначальные этапы всякого творчества - порождение гипотез, догадок, творческих озарений. «Если Подсознание защищает Сознание от излишней работы и психологических перегрузок, то неосознанность творческой интуиции есть защита от преждевременного вмешательства сознания, от давления ранее накопленного опыта», - говорит П. В. Симонов и продолжает: - «Без этой защиты здравый смысл, очевидность непосредственно наблюдаемого и догматизм прочно усвоенных норм душили бы «гадкого утенка» смелой гипотезы в момент его зарождения, не дав ему превратиться в прекрасного лебедя будущих открытий. Поэтому за дискурсивным мышлением оставлена функция вторичного отбора порождаемых сверхсознанием гипотез сперва путем их логической оценки, а затем в горниле экспериментальной практики» [501].

Сверхсознание, основываясь на материалах и сознания, и подсознания, по совершенно неосознаваемым законам, производит первичный отбор возникающих вариантов решения проблемы и преподносит сознанию только те из них, которые с наибольшей вероятностью соответствуют реальности. Как считает П. В. Симонов, именно поэтому «самые «безумные идеи» ученого принципиально отличны от патологического безумия душевнобольных и фантасмагории сновидений» [501]. Об этом же точно сказала А. Ахматова:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда...

Несмотря на глубокий интерес к содержанию и взаимодействию сознательного и бессознательного, исследователи еще далеки от понимания их сущности и механизма функционирования. Как сказал Ф. В. Бассин, «Бессознательное - это... мятежный, не покорившийся сознанию и потому «заточенный» обитатель «глубин души» [56]. Но это же самое фактически относится и к самому сознанию, которое до сих пор «не покоряется» осознанию самого себя, а потому также оказывается «заточенным обитателем глубин души». И лишь сверхсознание - третья и важнейшая часть души, озаряющая ее глубины, - дает человеку надежду на постижение величайшей тайны - собственной души.

Сверхсознание выполняет функцию перевода значимого бессознательного в осознаваемое. Но существу, значение накопленного в бессознательном осознается лишь тогда, когда происходит процесс означивания - маркировки того» что необходимо человеку для дальнейшего осмысления или деятельности. Наиболее распространенное и эффективное средство означивания - это образы. Они являются важнейшим продуктом сверхсознания и создают основу сознания. Очень точно сказал В. В. Давыдов: «Сознание - это воспроизведение человеком идеального образа своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиции других людей». Воспроизведение идеального образа производится с помощью речи, символов, знаков, изображений, которые сознание наделяет определенным значением.

Выбор значения - это практически всегда выбор. Он зависит, с одной стороны, от особенностей самого осознаваемого явления, с другой - от особенностей осознающего и, прежде всего, от его сознания. Например, если речь идет об образе ребенка, то этот образ зависит: во-первых, от особенностей самого отображаемого ребенка (велик или мал, мальчик или девочка, умен или глуп, толст или худ, друг или враг и т. п.); во-вторых, от особенностей отражающего (ребенок или взрослый, чужой или родственник, педагог или милиционер, мужчина или женщина, умен или глуп, друг или враг и т. п.). Даже в одни и те же слова при описании образа различными людьми может вкладываться различный смысл. Значение слов напрямую зависит от того, в каком кругу и в каких целях оно определяется. Э. Сепир так выражает эту мысль: «Мы видим, слышим и вообще воспринимаем окружающий мир именно так, а не иначе, главным образом благодаря тому, что наш выбор при его интерпретации предопределяется языковыми привычками нашего общества» [496].

В данном случае речь идет не только о словах, как средствах обозначения сути предметов и явлений, а в целом — об отражении в языке устойчивых связей между осознаваемым явлением и его обозначением, ведь язык - это не что иное, как система знаков.

Сознание - это не только «функция высокоорганизованной материи - мозга человека», это непрерывный процесс взаимодействия мысли, деятельности и общения человека, позволяющий ему наиболее эффективно функционировать. В течение жизнедеятельности человека сознание не остается неизменным, оно практически постоянно трансформируется.

В соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина о ведущих видах деятельности, можно считать, что в разные периоды жизни человека, различные виды деятельности становятся ведущими в развитии сознания человека. Соответственно, в период взрослости именно профессиональная деятельность оказывает решающее влияние на трансформацию сознания. Следовательно, можно говорить о профессиональном сознании, которое, с одной стороны, обладает типичными для представителей одной профессии особенностями, а с другой стороны - обеспечивает специфическое, отличное от представителей других профессий, своеобразие сознания профессионалов. Одной из наиболее массовых и в то же время наиболее значимых для общества и становления отдельного человека является профессия педагога.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.