Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неосознаваемые источники сознания






Многочисленные трактовки термина «бессознательное» можно разделить на три концептуальных кластера [602]:

- бессознательное как антитезис сознания;

- бессознательное как совокупность процессов, протекающихвнесознания, помимо его контроля;

-бессознательное как специфический функциональный компонент психики, по своей семантической модальности гомологичный сознанию.

Обычно под бессознательным понимают такую форму отражения человеком действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

В. Дружинин, рассматривая концепцию бессознательного, отмечал, что кроме бессознательного 3. Фрейд предлагал выделять предсознание, подсознание и сверхсознание.

А. Г. Асмолов [49] выделяет четыре особых класса проявлений бессознательного:

а) надындивидуальные надсознательные явления;

б) неосознаваемые побудители поведения личности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки);

в) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (установки и стереотипы);

г) неосознаваемые резервы органовчувств (подпороговые субсенсорные раздражители).

Первый класс надындивидуальных надсознательных явлений предстает во всех направлениях, затрагивающих проблему передачи опыта человечества из поколения в поколение. Для описания этих явлений использовались такие понятия, как «врожденные идеи» (Р. Декарт), «архетипы коллективного бессознательного» (К. Юнг), «космическое бессознательное» (Судзуки), «космическое сознание» (Э. Фромм), «Бессознательное как речь Другого» (Ж. Лакан), «коллективные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль), «бессознательные структуры» (К. Леви-Стросс, М. Фуко) (по [49]).

Все указанные авторы в качестве точки отсчета избирают отдельного индивида. Принципиально иной подход предлагал В. И. Вернадский, видевший источник появления нового пласта реальности в коллективной бессознательной работе всего человечества. Он считал, что биосфера под влиянием человеческого труда и научной мысли переходит в новое состояние - в ноосферу. Надсознательные явления, но мнению А. Г. Асмолова, представляют собой усвоенные субъектом образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых актуально, но не осознается субъектом и не контролируется им. Эти образцы, усваиваясь через механизмы социализации (подражание и идентификация), определяют особенности поведения субъекта именно как представителя данной социальной общности.

Ко второму классу относятся неосознаваемые побудители деятельности личности, которые являются центральным предметом исследования в традиционном психоанализе. Они выступают в виде неосознаваемых мотивов и смысловых установок личности, т. е. побуждений и нереализованных предрасположенностей к действиям, обусловленных тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность.

О существовании этого класса явлений стало известно благодаря исследованиям отсроченного постгипнотического внушения, проводившимся, в частности, И. Бернгеймом в Нанси (Франция) в XIX веке. Испытуемому, погруженному в гипнотическое состояние, внушалось, что он должен ровно через час после выхода из гипнотического состояния сделать определенное, хотя и странное действие (например, публично принять какую-нибудь странную позу). Одновременно внушалось, что об инструкции он должен забыть. После выхода из гипноза испытуемый в течение часа вел себя совершенно естественно, а перед наступлением заданного ему срока начинал проявлять некоторое беспокойство, но в нужный момент принимал позу, определенную для него экспериментатором. При этом, не зная подлинных причин своего нелепого поступка, он все-таки находил в сознании оправдание своим действиям. Например, он говорил: «В книге «Остров сокровищ» скелет стоял в очень странной позе - я вам сейчас ее покажу». Т. е. сам испытуемый был полностью уверен, что принял эту позу только потому, что вспомнил соответствующий эпизод из книги, но наблюдатели знали, что именно эта поза была задана экспериментатором [21, с. 170].

3. Фрейд в свое время перевел две книги И. Бернгейма и сам наблюдал подобные эксперименты в Нанси в 1889 г., сделав позднее логичный вывод: человек всегда объясняет свое поведение, но не всегда то, что его сознанию кажется искренним объяснением своего поступка, в действительности соответствует его реальной причине [21, с. 171]. Объясняя природу этих явлений, он ввел понятие «динамическое вытесненное бессознательное». Именно эти явления образуют сферу бессознательного, проявляющуюся в непрямых символических формах: сновидениях, юморе, забывании имен и намерений, обмолвках, ошибках и т. п. При этом нежелательные элементы бессознательного в поведении устраняются лишь в том случае, если вызвавшее их событие переживается личностью совместно с другим человеком (например, в психоаналитическом сеансе) или с другими людьми (в групповой психотерапии), а не только узнаются ею. Т. е. эффективная коррекция душевного состояния и поведения человека возможна лишь в тех случаях, когда происходит эмоциональная интеграция, психологическое слияние взаимодействующих людей в одно целое и наполнение неосознаваемых прежде мотивов и установок личностными смыслами. Чисто вербальные (словесные) односторонние воздействия доморощенных «психоаналитиков» оказываются неэффективны, так как смысловые образования нечувствительны к вербальным воздействиям, несущим чисто информационную нагрузку [21].

Люди по-разному решают проблему душевной саморегуляции нежелательных проявлений бессознательного. Одни не обращают на них никакого внимания, так же как и на окружающих. Живут, как живется, не обременяя себя извечными проблемами осознания бытия. Другие пытаются спрятаться от себя и окружающего, погрузившись в разгульную жизнь. Третьи посвящают свою жизнь друзьям или отдают всего себя семье. Четвертые погружаются в работу, хобби, творчество. Те же, кому тот или иной способ реализовать не удается, обращаются к психологам, психотерапевтам или психоаналитикам.

Интересно, что многие крупные художники слова имели четко отрицательное отношение к психоанализу. Так, известны многочисленные нападки В. Набокова на венскую школу (основанную 3. Фрейдом). Рильке, в ответ на предложение Лу Андрее-Заломе (подруги Ницше, Рильке и Фрейда) пройти курс вошедшего в моду психоанализа, написал в письме от 24 января 1912 г., что это было бы возможно только в том случае, если бы он больше ничего не писал. Фактически так же считала Анна Ахматова, которая на вопрос В. В. Иванова о причинах ее враждебного отношения к психоанализу, ответила, что если бы она прошла курс психоанализа, то искусство для нее было бы невозможно.

В. В. Иванов видит причину такого отношения поэтов к психоанализу в интуитивном понимании ими необходимости снятия или хотя бы торможения цензуры левого полушария (которую фактически устанавливает психоанализ), для усиления обеспечения творческой образной деятельности [225].

По существу, об этом пишет Марина Цветаева 14 августа 1918 года в четвертую годовщину начала Первой мировой войны и во время разгорающейся еще более страшной для Отечества - Гражданской [576]:

Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота - не нужная в семье.

А на венцы и на апофеозы -

Один ответ: - Откуда мне сие?

Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом - во сне -открыты

Закон звезды и формула цветка.

К третьему классу проявлений бессознательного А. Г. Асмолов относит неосознаваемые операциональные установки и стереотипы, возникающие в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и обусловленные неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действий. К этому классу относится то, что Г. Гельмгольц называл «бессознательными умозаключениями», 3. Фрейд -«предсознательным», Дж. Брунер - «гипотезой», И. П. Павлов - «динамическим стереотипом», П. К. Анохин - «акцептором действия».

Функция этих проявлений бессознательного в том, что человек может одновременно перерабатывать информацию о действительности на нескольких уровнях и «делать семь дел сразу». Клапаред сформулировал следующий закон осознания: чем больше мы пользуемся тем или иным действием, тем меньше мы его осознаем. Но как только на пути привычного действия появляется препятствие, так возникает потребность в осознании. Так, опытный водитель даже в большом городе в час пик может вести достаточно непринужденную беседу с пассажирами, по, попадая в нестандартную критическую ситуацию, он вынужден отключиться от беседы, сосредоточиться на поисках решения проблемы и, в случае необходимости, даже начать сознательную борьбу с собственными стереотипными реакциями. Например, во время заноса на скользкой или сыпучей дороге на классическом заднеприводном автомобиле необходимо выработать навык вращения рулевого колеса именно в сторону заноса, но на появившихся в последние десять-пятнадцать лет переднеприводных автомобилях в аналогичной ситуации требуется действовать с точностью до наоборот, иначе авария неизбежна. Сегодня, когда порой в течение одного дня водителю приходится неоднократно пересаживаться с одного тина автомобилей на другой, а состояние и дорог, и машин нередко далеко от идеального, от способностей водителя сознательно управлять своими автоматизмами и динамическими стереотипами часто зависит жизнь его и окружающих.

Этот класс бессознательного напрямую связан с проблемой произвольной (сознательной) регуляции высших форм поведения и автоматизации внешней и внутренней деятельности.

Четвертый класс неосознаваемых резервов органов чувств связан с проблемой поиска диапазона чувствительности. При анализе порогов ощущения еще И. С. Сеченовым, Г. Т. Фехнером и др. были выявлены факты воздействия на поведение человека таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета.

В наше техногенное время люди все чаще сталкиваются с такими явлениями не только в лабораториях, но и в обыденной жизни. Особенно остро это проявилось после Чернобыльской трагедии. Радиация не ощущается людьми, но весьма существенно влияет не только на их физическое, но и на психическое самочувствие.

К другим аспектам неосознаваемых подпороговых раздражителей относятся феномены «предвнимания» (У. Найссер), обеспечивающие приспособительную реакцию на те или иные нераспознанные изменения ситуации. Это так называемое «шестое чувство» (что-то остановило, что-то толкнуло, что-то подсказало и т. п.), с помощью которого бессознательное, опираясь на резервные возможности организма, выполняет адаптивную функцию.

Этот класс неосознаваемых резервов органов чувств напрямую выходит на эффекты экстрасенсорики и так называемых парапсихологических или «пси-явлений», к которым относят как неопровержимые, так и спорные факты, такие, как «кожное зрение» - видение с помощью кожных покровов, разных частей человеческого тела; биолокация (лозоискательство) - отыскание с помощью вспомогательного индикатора (лозы, металлической рамки) скопления подземных вод, металлов, пустот и т. п.; ясновидение - получение знаний об объективных событиях внешнего мира, не основанных на работе известных органов чувств; «интроспекция» (визуальное наблюдение объектов, явлений и процессов в теле человека с помощью мысленного видения); ретроспекция (способность видеть и точно описывать прошедшие события, свидетелем которых ретроспектор не являлся); телепатия, «психометрия» (получение любой информации с человеке при исследовании какого-либо предмета типа куска сахара или фотографии), «мысленные фотографии» (изображения, которые экстрасенс мысленно воспроизводит на фотопленке) и др.

Эти явления требуют отдельного рассмотрения, что выходит за пределы данной работы. В настоящее время существует уже немало не только спекулятивных, по и серьезных научных публикаций, в которых паранормальные и экстрасенсорные явления рассматриваются достаточно подробно [192, 272, 551 и др.].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.