Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание духовного мира человека






 

Проблема роли рационального и иррационального познания не может быть решена путем их противопоставления и взаимоисключения. Оба пути познания имеют право на существование и существуют вне зависимости от их признания или отрицания. Более того, в реальном познании мира (как человечеством в целом, так и отдельным человеком) эти виды познания очень тесно связаны и порой неотделимы друг от друга. Вспомним хотя бы историю открытия Д. И. Менделеевым периодической системы химических элементов, которую, по преданию, он долгое время пытался создать сугубо рациональным путем, но лишь увиденная во сне и наскоро, посреди ночи зафиксированная в набросках таблица позволила сделать одно из величайших открытий в области химии. Этот пример говорит о тесной связи проблем рационального - иррационального в познании мира, и сознательного - бессознательного в психике человека.

Именно психика - душа человека демонстрирует всю мощь и величие природы, проявляющиеся, в том числе и в появлении человеческого сознания. Но сама душа отнюдь не сводится только к сознанию человека. Иначе не было бы столько разговоров о тайнах человеческой души, недоступных не только другим (вспомнить хотя бы поговорку: «Чужая душа потемки»), но и самому человеку. На этих тайнах построена вся классическая литература от Гомера и Апулея до наших дней.

Сознание и бессознательное нередко противопоставляются друг другу, так же, как противопоставляются тело и душа. Но правильнее, на наш взгляд, рассматривать тело как храм, в котором живет душа. Психика человека соединяет их в единое целое. Только нерасторжимое единство души и тела делает человека человеком. Тело без души - биомасса. Душа без тела - дух. Человека не существует без души, но его не существует и без тела.

Душа человека неразрывна с телом, хотя их единство обычно не осознается. Эта неразрывность совершенно не означает, что они тождественны. Отнюдь не всегда «в здоровом теле - здоровый дух». История всего человечества и житейский опыт отдельного человека показывают, что очень часто нет однозначного соответствия между формой и содержанием. Но стремление к их гармонии извечно свойственно человеку. Реализация этого устремления возможна лишь благодаря специфической, свойственной только человеку психике, одной из основных функций которой является регуляция взаимодействия человека с окружающим миром и с самим собой. Механизм этой регуляции сложен и далеко еще не познан, несмотря на тысячелетние усилия человечества.

Психология, одной из основных задач которой стало познание механизмов взаимодействия человека с внутренним и внешним миром, имеет, по словам известного психолога-экспериментатора XIX века Г. Эббингауза, огромную предысторию и короткую историю. Лишь в конце девятнадцатого века она выделилась из философии в самостоятельную науку. Но житейская психология, как свод неких представлений о правилах обыденной жизни и поведении людей, появилась с рождением человека и человечества. Накапливаясь в индивидуальном опыте, эти представления начинали передаваться изустно, проявляясь первоначально в определенных ритуалах, смысл которых со временем порой становился непонятным, но влияние ихнередконе уменьшалось, а увеличивалось. С появлением письменности выросли возможности накопления, сохранения и развития психологических знаний.

По дошедшим до нас источникам мы можем судить о том, что уже шесть тысяч лет назад (в IV тыс. до н. э.) в древнеегипетском трактате «Памятник мемфисской теологии» задумывались о механизмах психи-

ческой жизни человека, выделяя то, что зависит от человека и связано с его телом, и то, чем человек не управляет. По мнению древних египтян, всеми мыслями, речами и сердцами людей ведает бог Птах, который дал людям «зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу», которое является проводником сознания. Тем самым уже в этом древнем источнике мы находим представления как о духовной и телесной природе человека, так и о сознаваемых (сознательных - «управляемых богами») проявлениях его психики. При этом, с точки зрения древних, высшими и главными, безусловно, были неосознаваемые явления души.

Достаточно подробный обзор представлений античных и средневековых философов о душе и сознании дает А. Г. Маклаков [346]. В своем обзоре он отмечает, что душа первоначально представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. С развитием религиозных взглядов душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная сущность, связанная с потусторонним миром, где она, покидая человека, обитает вечно. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философов. Наиболее яркими античными представителями этого направления являлись философы Пифагорейской школы с острова Самос. Они утверждали, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего сущего, а природа, материя - вторичными, производными от идей, духа, сознания. Само мироздание имеет не вещественную, а арифметико-геометрическую структуру, а во всем сущем - от движения небесных тел до грамматики - царит гармония чисел. Душе тоже присуща гармония - гармония противоположностей тела.

В античности же берут свое начало материалистические воззрения на психику, исходившие из того, что психика является вторичной, производной от материи. Так, Гераклит (530-470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня, душа рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. Так, о пьяном человеке Гераклит говорит, что он не замечает, куда идет, ибо душа его влажна. Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.

Гораздо более сложные воззрения о психическом высказывал Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его можно считать первым психологом-исследователем и основателем психологии. Написанный им трактат «О душе» в течение длительного времени оставался главным руководством по психологии. Он отрицал взгляд на душу как на вещество, но в то же время не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Душа, по Аристотелю, - это целесообразно работающая органическая система, это «энтелехия» (сущность) живого тела, так же как зрение – сущность глаза как органа зрения. Следовательно, главная сущность души - реализация биологического существования организма.

Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, метафизических и этических проблем существования человека.

Со второй половины XIX века, в процессе выделения в самостоятельную науку, психология основные усилия сосредоточила на исследовании психических особенностей человека, доступных изучению с помощью методов, позволяющих четко фиксировать психические проявления у разных людей, измерять их и соотносить между собой. Начиная фактически лишь с методов наблюдения и самонаблюдения - интроспекции («внутрь смотрю»), психологи достаточно быстро разработали разнообразные методы и методики исследования психики: экспериментальные, опросные, социометрические. тестовые, графические и другие. Но эти методы, помогая в изучении отдельных сторон психики, по существу, не приближали к познанию человеческой души.

На данный момент исследовательская работа в области психологии постепенно переходит с этапа дифференцированных, нередко фрагментарных исследований различных характеристик и параметров к интегративному изучению сложных, взаимосвязанных структур, определяющих эффективность человеческой деятельности. Показателем этого является растущее число работ, посвященных анализу сознания (К. А. Абульханова-Славская, Г. В. Акопов, В. М. Аллахвердов, Л. В. Куликов, В. Ф. Петренко, Д. В. Ронзин и др.). Сегодня ученые изучают самые различные виды сознания: массовое, национальное, научное, обыденное, политическое, профессиональное и др. И тем не менее сегодня еще нет общепризнанного понимания типологии, сути и структуры сознания. В данном исследовании рассматриваются общие представления о сознании и бессознательном, а из всех конкретных разновидностей сознания – лишь профессиональное педагогическое сознание.

Достаточно долгое время, даже после весьма аргументированной революционной формулы 3. Фрейда: «Психика - сознание = бессознательное», психика многими отождествляется с сознанием. Так, видный западноевропейский психолог Г. Рорахер считает, что не существует неосознаваемой психической деятельности как промежуточного звена между мозговыми процессами и активностью сознания, существуют лишь разные уровни ясности сознания. По его мнению, учение Фрейда, несмотря на большое признание, внесло немало путаницы и имеет для науки лишь исторический интерес. Тем не менее, психоанализ, с его делением психических явлений на бессознательное и сознание, оказал огромное влияние не только на психологию и психотерапию, но и на мировую, особенно западную, культуру.

В России работы 3. Фрейда и его учеников (весьма далеко, по ряду принципиальных положений, отошедших от учителя и при этом существенно обогативших науку) весьма полно издавались вплоть до начала 30-х годов и со второй половины 80-х годов XX века. Вполне вероятно, что это связано не только с «таинственной русской душой», всегда настойчиво стремившейся осознать свою суть, но и с тем, что выдающийся психолог и психиатр В. М. Бехтерев достаточно четко сформулировал идею бессознательного и его взаимодействия с сознанием в душе человека еще в 1888 году, т.е. за семь лет до того, как 3. Фрейд, в соавторстве с И. Брейером, обосновал свои взгляды на эту проблему (по Л. Шерток). Несмотря на серьезные идеологические препоны, идея некоего дуализма психики, хорошо вписывающаяся в один из основных принципов диалектики - принцип «единства и борьбы противоположностей», была весьма актуальна в отечественной психологии. Этому способствовал и высочайший авторитет Л. С. Выготского. еще 70 лет назад писавшего в своем труде «Психология искусства»: «Бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в сознании, и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся, живая, динамическая связь между обеими сферами нашего сознания» [128]. Характерно, что даже четко разделяя сознательное и бессознательное, в данном случае Л. С. Выготский, вероятно, непроизвольно, отождествляет сознание с психикой, тем не менее включая в него, как различные сферы, сознательное и бессознательное.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.