Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неоклассический и неоинституциональный сценарии переходного периода в России.






Неоклассический сценарий- трансформационного перехода общества от одной системы хозяйствования к другой базируется на основных положениях неоклассической экономической теории и предполагает разработку системы мер государственного регулирования, направленную на формирование (или скорее импорт) новых институтов или изменение уже существующих формальных правил, в то время как неформальные нормы остаются вне поля зрения- реформаторов.

Неоинституциональный сценарий реформирования предполагает изменения как формальным правил, так и неформальных норм. По крайней мере учитывает влияние последних на действенность принимаемых законов. Идеальным, согласно неоинституциональному подходу, является эволюционный подход является в формировании институтов, соответсвенно революционный(импорт), является менее предпочтительным и должен осуществляться на базе тщательного изучения, существующей институциональной среды.

Различие двух сценариев заключается не только в содержании проводимых реформ, но и в скорости их проведения. На примере российской переходной экономики можно рассмотреть практическое применение обоих сценариев ре­формирования: неоклассического в период с 1991 по 1995 г. и институционального с 1996г.

Практическое применение неоклассического варианта реформирования и полученные результаты.

В неоклассический период в стране сформировались в большей или меньшей степени основные институты, изменилась система формальных правил. За 10-ти летия реформ рыночное преобразование России набрали тем и уже необратимы. Российское правительство справляется с воз­никшими кризисными ситуациями за счет своего внутреннего потенциала, без помощи извне. В отдельных случаях для решения экономических задач эффективны стандартные инструменты макроэкономической политики.

Однако, как признают большинство экономистов, оценка макроэкономических показателей не дает представления о внутреннем содержании процесса системной трансформации. Несмотря на перечисленные «плюсы», сторонники неолибе­рального подхода признают, что еще не создано стимулов для полноценного развития отдельных рыночных институтов, нет финансовых условий для стимулирования предприниматель­ской деятельности, остановки «бегства» капитала и возврата вывезенных финансовых средств, нет стимулов для развития наукоемких технологий и человеческого капитала. Со стороны государства не разработана система национальных приоритетов, нет последовательности в экономической и социальной политике и т. д.

32. Проблемы институционального варианта реформирования. Когда его можно считать завершенным?

Основная трудность институциональных преобразований-это несогласованность существующих неформальных норм и вновь принимаемыми формальными правилами, результатом которой может быть институциональный конфликт. Никакие законы не будут эффективно функционировать, если они не подкреплены неформальными отношениями. Следствием институционального конфликта являются очень высокие трансакционные и трансформационные издержки переходной системы. В заключение можно сделать вывод, что институциональ­ные реформы, предполагающие создание новой экономичес­кой системы, можно считать завершенными, когда не только сформирована институциональная основа новой экономики, но и задана инерционность развития институциональной системы, предполагающей в большинстве случаев согласование формальных правил и неформальных норм, которые становятся устойчивыми и укореняются в поведенческих моделях. В случае изменения траектории развития общества создание новых институтов будет сопровождаться длительным сопротивлением уже существующих институтов. Особое место в институциональных реформах отводится созданию эффективного государства, которому в отличие от неоклассического сценария отводится определяющая роль в формировании новой институциональной среды.

33. Что служим стимулом для импорта или трансплантации институтов? В каком случае результат можно считать положительным?

Стимулом для импорта институтов служит накопленный в мировой практике, положительный опыт, а также рост кооперации институтов и деятельность международных финансовых организаций. В работах посвящённых анализу переходной экономики и экономики развивающихся стран можно также встретить термин «трансплантация — процесс заимствования институтов, развившихся в иной институциональной среде»

При удачном внедрении института за относительно короткий период происходит его позитивная адаптация к новой институциональной и культурной среде. В которой институт выполняет ту же роль, что и в экономике откуда он был заимствован.Принятие нового института агентами, и его устойчивое функционирование, зависят от трансформационных издержек и последующих трансакционных издержек эксплуатации институтов. Однако импорт институтов иногда сопровождается целым комплексом негативных последствий среди которых отметим следующие: активизация альтернативной нормы, парадокс передачи, «утечка человеческого капитала».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.