Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Супервизорство как сопровождающая техника






Особенности этапа профессиональной адаптации обусловливают необходимость его психологического сопровождения. Направления психологического воздействия на данном этапе связаны, во-первых, с формированием психологической готовности к деятельности как активно положительного отношения к ней и к профессиональному развитию; во-вторых – с конструированием техник, соответствующих специфике этапа профессиональной адаптации, подразумевающего самостоятельное выполнение деятельности и включение в новые социальные группы.

Техники сопровождения данного этапа – мониторинг профессионального становления и супервизорство. Супервизорство как поддерживающая техника основана на личном профессиональном опыте специалиста, формирующемся в процессе освоения им профессиональной деятельности и проектирования своего профессионального пути. Основной целью супервизорства выступает рефлексия субъектом себя в профессиональной деятельности, в принятии себя как профессионала, в понимании своего взаимодействия с субъектами совместной профессиональной деятельности. При этом ставятся и решаются задачи более глубокого понимания и осознания собственного участия в этом процессе и принятия на себя ответственности за его организацию, проведение и результат. Формирование интенциональности начинающих специалистов на собственные возможности по саморегуляции, самодеятельности, самостоятельности определяют формы и средства супервизорства (Н.С. Глуханюк, 2005).

Реализация супервизорской поддержки предполагает решение множества задач и проблем, возникновение которых характерно на этапе адаптации и осознание необходимости разрешения которых осуществляется начинающим специалистом самостоятельно. В качестве выделяемых проблем выступают типичные для данной профессиональной группы задачи адаптации к новой социально-профессиональным роли и иной среде.

Содержание супервизорства как сопровождающей техники определяется не набором академических курсов и дисциплин, а реальной «тканью» профессиональной деятельности и определенными правилами анализа и систематизации профессионального опыта сопровождаемого. Поскольку в основе супервизорства лежит личный профессиональный опыт субъекта, постольку данный метод позволяет осуществлять индивидуальный подход в решении уникальных, личностно значимых для него проблем, не «нагружая» его избыточным объемом информации, которая, безусловно, полезна, но не актуальна для решения определенного круга обозначенных в конкретный момент времени задач. Таким образом, содержание программы супервизорства индивидуально для каждого отдельного профессионала.

Специфика работы супервизора при формировании содержания программы поддержки состоит в том, что он использует определенные правила анализа и систематизации профессионального опыта специалиста и совместно с ним выделяет и формулирует требующие разрешения вопросы и проблемы. Важным моментом является и опора на профессиональный опыт супервизора.

Результатом супервизорства выступает приобретение нового опыта и осознание новых возможностей в проектировании и прохождении процесса профессионализации (Н.С. Глуханюк, 2005).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.