Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техники профессионального самосохранения






Профессиональное самосохранение – способность субъекта противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать свой потенциал при возникновении риска дестабилизации профессиональной жизни, готовность к профессиональному самоизменению (Н.С. Глуханюк, 2005). Профессиональное самосохранение – это проблема не только отдельного человека, но и общества в целом, заинтересованного в сбережении трудового и профессионального потенциала, особенно в условиях социально-экономической нестабильности.

Сохранение профессиональной целостности, по данным А.К. Марковой, обеспечивается:

· реализацией намеченного профессионального плана, сценария своей профессиональной жизни;

· преодолением дезинтегрированного сознания, когда мотивы ложной самоактуализации порождают несбыточные цели в ущерб стабильной целостности;

· активной позицией в профессиональной жизни;

· готовностью к самоизменению, лабильностью установок (А.К. Маркова, 1996).

В рамках концепции субъектной профессионализации педагога, разработанной Н.С. Глуханюк, технологии профессионального самосохранения формировались с учетом выделенных показателей целостности личности и на основе выбора методов и приемов для построения индивидуальной программы, позволяющей формировать и поддерживать оптимистическую профессиональную перспективу, саморегуляцию психических состояний и профессиональных возможностей, устойчивую положительную самооценку, готовность к преодолению трудностей, реалистичный подход к жизни и выраженную мотивацию достижения. Показатели целостности личности и техники профессионального самосохранения на разных этапах профессионализации представлены в таблице 4 (Н.С. Глуханюк, 2005).

Для осуществления программ профессионального самосохранения необходимо овладеть соответствующими приемами и методами их реализации. Программа самосохранения – это не любые хаотичные, эпизодические, случайно выбранные упражнения, а целостная система работы над собой, которая требует соответствующих знаний, умений, квалификации и даже способностей. Работа по самосохранению исходит из той модели профессионала и образа личности в профессии, которую человек осознанно или неосознанно принимает в качестве своей. Любому человеку, включенному в профессиональную деятельность, желательно выработать для себя ряд общих приемов, помогающих ему сохранить личностную и профессиональную целостность (А.К. Маркова, 1996).

Таблица 4

Показатели целостности и методы самосохранения

Этапы профессионалиции Показатели целостности Методы самосохранения
Оптация Соотнесение гармонизации задач возрастного развития (14–17 лет) и профессионального самоопределения   Создание оптимальной про-фессиональной перспективы Увеличение ресурса успеха, уверенности в своих силах
Профессиональная подготовка Адекватно высокая самооценка Выраженная мотивация дос-тижения Стрессоустойчивость Чувство идентичности Социальная регуляция поведения и деятельности Целостный образ Я   Психологическое образова- ние как сохраняющая среда Приемы саморегуляции Укрепление саногенного мышления (исключение саморазрушающих стратегий) Моделирование будущей дея-тельности и действий Аутотренинг
Профессионализация Целостный образ личности и профессии Сценарий профессиональной жизни (профессиональный план) Активная позиция по отношению к профессии Готовность к самоизменению, лабильность установок Уверенность в своих силах Самостоятельность Ответственность Осознание причастности к профессиональному сообществу Целостная система работы над собой Создание оптимистической профессиональной перспективы (образа профессионального будущего) Следование плану вопреки отвлекающим обстоятельствам Поддержание позитивной Я-концепции Позитивное отношение к профессиональной ситуации Смыслотворчество как осознание новых смыслов профессиональной деятельности Принятие реальных фактов профессиональной жизни Сочетание чужого опыта самосохранения и других профессиональных ситуаций Приемы физического и психического самовосстановления Индивидуальная система средств преодоления нежелательных состояний, защиты от враждебных обстоятельств

 

Резюме

Акмеологическая технология это совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма.

Акмеологическое сопровождение – это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, способствующий активизации саморазвития, эффективной социально-психологической адаптации и оптимальному профессиональному самосохранению. Основные направления сопровождения – это обучение выбору, создание ориентационного поля развития, укрепление внутреннего Я и целостности личности.

Формами реализации модели сопровождения и поддержки процесса профессионализации выступают: на всех этапах профессионализации–мониторинг профессионального становления как информационная основа; на этапе профессионального образования – самофутурирование как способ формирования профессионального; на этапе адаптации – супервизорство как метод осознания и концептуализации собственного опыта; на этапе профессионализации – тактики профессионального самосохранения как способы сохранения целостности личности.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие «акмеологическая технология».

2. Перечислите основные принципы акмеологического сопровождения процесса профессионализации.

3. В чем специфика мониторинга как сопровождающей техники?

4. Охарактеризуйте методику самофутурирования в профессию.

5. Назовите отличия супервизорства от других методов психологической поддержки на этапе профессиональной адаптации.

6. Перечислите известные вам приемы профессионального самосохранения.

Список рекомендуемой литературы

Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2004.

Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.

Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003.

Казакова Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе (аналитические материалы) // Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. СПб., 1998. С. 56-70.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

Михеев В.А. Профессиональная деятельность как приоритетная ценность и ее формирование у студентов-психологов // Психология сегодня: В 2 т. М., 1996.Т. 2.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.

Толстых Н.Н. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15–17 лет // Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: Пособие для школ. психологов / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

Хомик В.С. Психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего // Life Line и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсе лекций были рассмотрены основные проблемы акмеологии как на современном этапе ее развития, так и в историческом аспекте. Основное содержание курса раскрывается в логике от общего к частному, от теории к практике. Рассмотрев различные подходы к определению «акме» и зрелости, мы обратились к анализу их частного случая – профессионализма личности; анализ феноменологии профессионализации продолжается характеристикой различных технологий акмеологического сопровождения этого процесса.Внимательный читатель не мог не заметить некоторые противоречия и рассогласования в раскрытии ключевых категорий акмеологии. Эти противоречия – отражение бурных дискуссий и активной борьбы молодой науки акмеологии за право называться самостоятельной наукой. В акмеологии много нерешенных проблемных вопросов, акмеологический подход к изучению зрелости и профессионализма методологически сложен и, возможно, не всегда понятен начинающему исследователю или практику. И тем интереснее изучение акмеологии – в проблемном поле развивающейся науки интересующийся специалист обязательно найдет свою нишу.Автор надеется, что курс лекций будет полезен не только студентам – будущим психологам и педагогам, но и всем интересующимся проблемами достижения вершин в развитии взрослого человека, всем, для кого важны профессиональное самосовершенствование и личностный рост.
Библиографический список

Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Общ. ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1987. С. 149-151.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004.

Акмеология: учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. М: РАГС, 2006.

Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 т. / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2000.

Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Знание, 1972.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2000.

Анисимов С.А., Деркач А.А., Конюхов Н.И., Павлов Б.С. Методы акмеологических исследований: Учеб. пособие. М.: РАГС, 2000.

Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 3-19.

Бадоев Т.Л. Профессионализация как фактор, определяющий динамику системы мотивов трудовой деятельности // Проблемы инженерной психологии: В 3 ч. Л., 1984.Ч. 1.

Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. 2е изд., перераб. и доп. Калуга: КГПУ, 2001.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта – Наука, 1998.

Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психол. журн. 1993. № 5. С. 73-81.

Бодалев А.А. Общее и особенное в характеристиках акме у разных людей. М.: Просвещение, 2004.

Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся. СПб: Речь, 2010.

Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.

Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1995.

Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 3-14.

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психол. журн. 1991. Т. 12, № 6. С. 3-10.

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья вторая) // Психол. журн. 1992. Т. 13, № 6. С. 3-12.

Бунак В.Б. Выделение этапов онтогенеза и хронологические границы возрастных периодов // Сов. педагогика. 1965. № 11. С. 108-113.

Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопр. психол. 2002. № 4. С. 74-85.

Волынская Л.Б. Акме, смысл жизни и счастье как цель, восхождение к ней и награда // Вопр. психол. 2001. № 14. С. 139-147.

Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.

Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Дис.... д-ра психол. наук. СПб., 1996.

Деркач А.А, Михайлов Г.П. Методология акмеологии // Прикладная психология и психоанализ. 1997. № 3. С. 4-10.

Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000.

Деркач А.А. Начинающему исследователю-акмеологу: о логике акмеологического исследования // Акмеология. 2013. № 4. С. 11-25.

Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003.

Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология – наука о путях достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993.

Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС, 1995.

Дмитриева М.А. Психологический анализ системы человек – профессиональная среда // Вестник ЛГУ. 1990. Сер. 6. Психология. № 6. С. 82 – 90.

Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. Вып. 4. С. 18-30.

Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. 2001. № 22. С. 44 – 45.

Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: Распространение категорий и концепций инженерной психологии на предметную область психологии профессиональной деятельности. Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2002.

Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.

Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. СПб: Иматон-м, 2000.

Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психол. журнал. 2001. № 4. С. 51 – 59.

Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих: Конспект лекций. М.: РАГС, 1999.

Зазыкин В.Г., Смирнов Е.А. Психология и акмеология лидерства. М.: Элит, 2010.

Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: НИИ ВО, 1993.

Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Дис.... д-ра психол. наук. Свердловск, 1988.

Казакова Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе (аналитические материалы) // Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. СПб., 1998. С. 56-70.

Каменский Р.Г. Динамика самоопределения педагогов в организационно-деятельностной игре (на материале проектирования инновационных образовательных систем): Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1996.

Каптерев А.И. Модель управления профессионализацией // Сов. педагогика. 1990. № 3. С. 37-40.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.