Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоступенчатость процесса профессионального развития






Многоступенчатость и многоплановость процесса профессионального развития человека в аспекте его объективного и субъективного содержания отмечают многие авторы. Объединяющим различные подходы к исследованию профессионализации является положение об этапном характере данного процесса. Выделение стадий профессионального развития в течение длительного периода профессиональной биографии человека осуществляется по разным критериям. Одним из подходов являются теории периодизации развития личности как субъекта деятельности, основанные на модели онтогенетического психического развития человека в период зрелости (Б.Г. Ананьев, 1972; Л.И. Анцыферова, 1981; В.Б. Бунак, 1965; Л.А. Головей, 1996; В.Ф. Моргун, 1981; Е.И. Степанова, 1986). Периодизация профессионального развития по данному основанию представлена в таблице 2 (Н.С. Глуханюк, 2005).

Таблица 2

Периодизация профессионального развития

по основанию онтогенетического развития человека

Авторы подходов Основания (критерии) периодизации профессионального развития Стадии (периоды, фазы) профессионального развития
В.Б. Бунак,   Развитие психических процессов 1-я стадия
Возрастная граница – 20 – 21 год
Прогрессивная

2-я стадия
Возрастная граница – 40 – 55 лет
Стабильная

3-я стадия Регрессивная
Б.Г. Ананьев, 1972   Психофизио-логические и социально-психологические характеристики индивидуального развития Стадии зрелого человека   –
Возрастная граница – 32 – 35 лет
1-й период

2-й период
В.Ф. Моргун, Возраст Период расцвета (33– 40 лет) Высокая работоспособность, отдача, продуктивное творчество Период зрелости (40 – 55 лет) Вершина жизненного пути, вершина мастерства   –
Е.И. Степанова, 1986 Развитие психофизиологических функций 1-я фаза Функциональный
Возрастная границаэтап средней зрелости
прогресс

2- я фаза Специализация функций     –
           

Примечание. В табл. 2 сохранены авторские названия стадий профессионального развития.


Таблица 3

Периодизация профессионального развития по основанию отношение личности к профессии

 

Авторы подходов к периодизации профессионального развития Основания (критерии) периодизации профессионального развития Стадии (этапы, уровни, фазы, периоды) периодизации профессионального развития
Д. Сьюпер, 1957   1 стадия Пробуждение (до 14)   Формирование Я-концепции 2 стадия   Исследование (15-24)   Попытка реализации Я-концепции 3 стадия   Консалидация (25-44)   Обеспечение устойчивой личностной позиции в профессиональном поле 4 стадия   Сохранение (45-64)   Развитие в русле найденного профессионального поля 5 стадия   Спад (после 65)   Наблюдение за профессиональной деятельностью других, уменьшение профессиональной активности    
Т.В. Кудрявцев, 1985   Деятельность и уровень ее выполнения 1 этап Возникновение и формирование профессиональной активности 2 этап Профессиональное обучение и подготовка 3 этап Вхождение в профессию, ее активное освоение 4 этап Полная реализация личности в процессе труда      

Продолжение табл. 2

Е.А. Климов, 1983   1 стадия Оптация (12-17) 2 стадия Профессиональная подготовка (15-23) 3 стадия   Развитие профессионала (от 16-23 до пенсионного возраста)        
Е.А. Климов, 1996   1 фаза Фаза оптации 2 фаза   Фаза адепта 3 фаза   Фаза адаптации 4 фаза   Фаза интернала 5 фаза   Фаза мастерства 6 фаза   Фаза авторитета 7 фаза Фаза наставничества
Т.Л. Ярышникова, 1987   1 этап Психологическое основание выбора профессии 2 этап Профессиональное самоопределение, Я- включенность 3 этап Рост показателей деятельности, развитие мастерства 4 этап Мастерство, индивидуальный стиль деятельности, творчество      
Э.Ф. Зеер, 1997 Социальная ситуация развития, ведущая деятельность 1 стадия Оптация 2 стадия Профессиональная подготовка 3 стадия Профессиональная адаптация 4 стадия Профессионализация Уровни: -первичная -вторичная 5 стадия Мастерство    
Н.Н. Нечаев, 1993   Присвоение профессиональной деятельности 1 этап Формирование – Становление 1 период 2 период Допрофессиональный Профессиональный Уровни подготовки в вузе: -предметный -теоретический -практический 2 этап Развитие – Совершенствование 1 уровень 2 уровень Индивидуализация Мастерство
                   

 

Окончание табл. 2

А.К. Маркова, 1996   1 уровень   Допрофессионализм 2 уровень   Профессионализм Этапы: -адаптации -самоактуализации -гармонизации 3 уровень   Суперпрофессионализм Этапы: -свободное владение профессией (творчество) -свободное владение несколькими профессиями -творческое самопроектирование 4 уровень   Псевдопрофессионализм

Второе направление разбиения профессионального становления на периоды основано на таких критериях, как отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности (Е.А. Климов, 1988; 1996; Т.В. Кудрявцев, 1985), социальная ситуация и ведущая деятельность (Э.Ф. Зеер, 1988; Т.Л. Ярышникова, 1987), уровень профессионализма (А.К. Маркова, 1996), соотношение профессиональной и ориентировочной деятельности (В.А. Машин, 1993; А.И. Подольский, 1987) (табл. 3).

В последнее время разрабатываются модели личностно-профессиональной траектории развития по критерию социокультурной ситуации и ценностей педагога (Р.Г. Каменский, 1996) и культурно-ценностного и организационно-управленческого самоопределения педагогов-новаторов (С.И. Краснов, 1995).

Анализ проблемы периодизации показывает, что профессиональное развитие субъекта происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом; профессиональное развитие неоднозначно детерминированный процесс, в котором происходит порождение новых форм деятельности, являющихся источниками развития; отечественная парадигма профессионального пути связана с категорией субъекта; субъектность выступает как движущая сила профессиональной динамики, интенсивности, содержательности профессионализации (Н.С. Глуханюк, 2005).

Резюме

Анализ методологических и теоретических оснований исследования процесса профессионализации позволяет определить следующее:

· одним из наиболее плодотворных направлений изучения процесса профессионализации является его исследование в контексте развития человека в зрелом возрасте и привлечения категории развития как объяснительного принципа;

· теоретическим основанием исследования профессионализации принимается антропологический подход, в котором развитие понимается как созревание, формирование и саморазвитие;

· профессионализация рассматривается как процесс становления профессионала в течение всей его жизни, как способ самореализации человека, становления его субъектности;

· разноречивость методологических позиций, теоретических конструктов, подходов к определению движущих сил, периодичности, целей и форм как в отечественной, так и в зарубежной психологии определяет необходимость создания концепции профессионализации педагога и исследования психологического содержания данного процесса (Н.С. Глуханюк, 2005).

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся понятия «профессионализация», «профессиональное становление», «профессиональное развитие»?

2. В чем специфика отечественных подходов к исследованию профессионализации?

3. Охарактеризуйте зарубежные направления в изучении профессионального развития и карьеры.

4. Назовите известные вам периодизации профессионального развития.

Список рекомендуемой литературы

Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Знание, 1972.

Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 3-19.

Бадоев Т.Л. Профессионализация как фактор, определяющий динамику системы мотивов трудовой деятельности // Проблемы инженерной психологии: В 3 ч. Л., 1984.Ч. 1.

Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.

Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1995.

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психол. журн. 1991. Т. 12, № 6. С. 3-10.

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья вторая) // Психол. журн. 1992. Т. 13, № 6. С. 3-12.

Бунак В.Б. Выделение этапов онтогенеза и хронологические границы возрастных периодов // Сов. педагогика. 1965. № 11. С. 108-113.

Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005.

Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Дис.... д-ра психол. наук. СПб., 1996.

Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Дис.... д-ра психол. наук. Свердловск, 1988.

Каменский Р.Г. Динамика самоопределения педагогов в организационно-деятельностной игре (на материале проектирования инновационных образовательных систем): Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1996.

Каптерев А.И. Модель управления профессионализацией // Сов. педагогика. 1990. № 3. С. 37-40.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.

Климов Е.А. Психология профессионала. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Краснов С.И. Ценностное и организационное самоопределение педагогов в проектировании инновационных образовательных систем: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1995.

Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М., 1985. С. 132-143.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

Машин В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте (на материале деятельности операторов АЭС): Дис.... канд. психол. наук. М., 1993.

Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 28-38.

Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981.

Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психол. 1996. № 1. С. 5-18.

Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопр. психол. 1998. № 2. С. 3-10.

Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации // Психологические закономерности профессионализации / Под ред. Н.П. Анисимовой. Ярославль, 1991.

Подмарков В.Г. Человек в мире профессий // Вопр. филос. 1972. № 8. С. 53-62.

Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

Степанова Е.И. Человек: возраст, труд, образование // Вопр. психол. 1986. № 1. С. 11-19.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

Шрейдер Р.В. Формирование системы профессионально важных качеств в процессе овладения профессией // Проблемы индустриальной психологии / Под ред. М.С. Роговина. Ярославль, 1979.

Ярышникова Т.Л. Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1987.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.