Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Оценка реальной величины дебиторской задолженности
Как видно из таблицы 32 данное предприятие не получит 234920 руб. дебиторской задолженности (5, 13 % от общей ее суммы). Именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам. А реальная сумма дебиторской задолженности равна 4348101 руб. Доля безнадёжных долгов при оценке реальной величины дебиторской задолженности определяется исходя из динамики отчётных данных по невозврату дебиторской задолженности анализируемого предприятия за ряд лет В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня в отчётном периоде можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов: - Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке. - Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. - Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. После обобщения результатов анализа они распространяются на всю совокупность дебиторской задолженности и в виде выводов приводятся в соответствующем разделе отчета (годовой отчет, аналитическая записка, отчет внутреннего аудитора и т.п.). Этап формирования принципов кредитной политики отражает условия реализации продукции в кредит и направлен на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия. В настоящее время многие предприятия пользуются товарным (коммерческим) кредитом, как формой реализации продукции в кредит. Что же касается типов кредитной политики, то предприятия могут применять агрессивный, консервативный или компромиссный тип кредитной политики. На третьем этапе определяется возможная сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту. Эта величина может зависеть от нескольких критериев. В аналитике считается, что дебиторская задолженность должна быть примерно равна кредиторской, но вряд ли такой подход является научно обоснованным. Если кредиторы предъявят счета к оплате, то это вовсе не значит, что дебиторы тут же погасят свою задолженность. За основу расчёта возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, может быть принят прошлогодний уровень или уровень другого базового года с соответствующей корректировкой на будущие условия. На четвёртом этапе рассматривается система кредитных условий. Кредитный лимит на предприятии, как правило, дифференцируется по видам реализуемой продукции, по сезонности, зависит от тактических задач предприятия в настоящее время и других факторов. Покупателям, с которыми предприятие работает впервые коммерческий кредит обычно не предоставляется, или предоставляется в размере 40 – 50%, при условии предоплаты оставшейся части суммы поставки. Это делается для сокращения или предотвращения возможных рисков, связанных с работой с новыми клиентами. Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов и в зависимости от величины партии товара. Система ценовых скидок может сочетаться также со сроком предоставления кредита. Предприятия могут также использовать штрафные санкции за просрочку исполнения обязательств покупателями. Очень сложным этапов является формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. При формировании такой оценки предприятие должно обладать информацией о репутации покупателя в деловом мире, о платежеспособности, об объеме хозяйственных операции и стабильности их осуществления, результативности хозяйственной деятельности, объеме и составе чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита. Такую информацию получить бывает очень сложно. Поэтому для оценки информационной базой служат данные непосредственно предоставленные самим покупателем, либо, если сделки носят постоянный характер, данные, получаемые от службы сбыта предприятия. Инкассация дебиторской задолженности производится менеджерами отдела сбыта, экономического или финансового отдела предприятия, работниками бухгалтерии. Они отслеживают сроки и суммы поставок, а также сроки погашения задолженности. Процедура инкассации осуществляется путем предварительных напоминаний о приближающемся сроке оплаты, при просрочке выставляется претензия, а при отказе оплаты или не реагировании на звонки и претензии в течение трех месяцев собираются документы для суда. Наиболее распространенными способами воздействия на дебиторов являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям. Развитие денежных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяет использовать рефинансирование, как одну из форм управления дебиторской задолженностью. Основными формами рефинансирования, используемыми в настоящее время являются: факторинг, учет векселей, выданных покупателями продукции, форфейтинг. Конечный этап управления дебиторской задолженностью – это разработка эффективной кредитной политики предприятия.Кредитная политика - это комплекс решений, включающих срок действия кредита компании, стандарты кредитоспособности, порядок погашения задолженности и предлагаемые скидки. Критерием эффективно разработанной и осуществляемой кредитной политики, выступает следующее условие: дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит должна всегда быть больше или в крайнем случае равна дополнительным операционным затратам по обслуживанию дебиторской задолженности и размерам потерь средств из-за недобросовестности покупателей. При проведении кредитной политики необходимо учитывать текущие экономические условия и условия конкурентноспособностипрдприятия; размер выгод и издержек от предоставления кредита, а также особенности продукции, реализуемой в кредит. Например, если у продукта ограничен срок годности или существуют его избытки на складе, то следует применять менее жесткую политику. Рассмотрим отдельные составляющие кредитной политики. Срок кредита- это период времени, за который надо рассчитаться за продукцию. Как правило, существует взаимосвязь между периодом хранения запасов у клиента и сроком кредита. Скидки при срочной оплате – своеобразное поощрение быстрых платежей. Предоставление скидок при срочной оплате может привести к увеличению прибыли предприятия, если клиенты выполняют условия ссуды. Но скидки могут обходиться предприятию слишком дорого. Таким образом, оптимальный размер скидок следует находить из такого соотношения, что суммарные выгоды равняются суммарным затратам. Почему возникает потребность в эффективной кредитной политике? В связи с высоким уровнем конкуренции на рынке ситуация складывается таким образом, что для повышения привлекательности своей продукции предприятия вынуждены кредитовать операторов оптового уровня, а те, в свою очередь, розничные магазины. В результате значительная часть оборотных активов компании всегда сосредоточена в дебиторской задолженности. Предприятиям приходится увеличивать дебиторскую задолженность ради достижения своих экономических целей. Следовательно, кредитование покупателей товара, с одной стороны, приводит к увеличению выручки от реализации и валовой прибыли, а с другой - к увеличению расходов предприятия, связанных с привлечением финансовых ресурсов и возникновением безнадежной задолженности. На практике четкие формулы и определения эффективности кредитной политики предприятия отсутствуют, решение " кредитных вопросов" происходит, в основном, на основе практического опыта финансового менеджера или другого экономического работника. Как правило, в кредитной политике используются два основных показателя: отсрочка платежа и размер кредита. Другими параметрами, определяющими содержание кредитных условий, оперируют крайне редко. В последние годы расширяется применение скидок с цены за своевременный расчет, но крайне редко ведется речь о кредитных статусах или стандартах оценки покупателя. Разработка и внедрение эффективной кредитной политики необходимы тем предприятиям, у которых высокий уровень дебиторской задолженности (чем больше задолженность, тем острее необходимость во внедрении данной технологии), а также предприятиям с недостаточно высокой скоростью обращения дебиторской задолженности. Определить степень необходимости во внедрении эффективной кредитной политики просто - чем больше коэффициент отвлечения активов в дебиторскую задолженность, тем больше предприятие нуждается в разработке кредитной политики. Коэффициент отвлечения активов в дебиторскую задолженность представляет собой отношение дебиторской задолженности к сумме активов и выражается в процентах. Например, если предприятие содержит в дебиторской задолженности от 25 до 50% и более своих активов, эффективная кредитная политика необходима и принесет высокие экономические результаты. В принципе, если предприятие работает полностью по предоплате, то не возникает потребности в кредитовании, соответственно, не возникает необходимости в эффективной кредитной политике. Предприятия с небольшой дебиторской задолженностью - менее 25%, также могут испытывать потребность в разработке кредитной политики, с целью недопущения упущенной выгоды. Кредитование практически всегда сопровождается возникновением безнадежных и сомнительных долгов. Тем более это справедливо, когда речь идет о национальной системе дистрибуции, где применяется достаточно широкое кредитование по отношению к операторам оптового и розничного уровней. Безусловно, при несистемном подходе и мягкой кредитной политике сомнительные и безнадежные задолженности возникают слишком часто. Ценность эффективной кредитной политики в том, что с ее помощью этих неприятных неожиданностей вполне можно избежать. Именно для того, чтобы минимизировать задолженность и затраты, которые понесет производитель в связи с кредитованием, разрабатывается и внедряется эффективная кредитная политика, включающая в себя технологии, инструменты, методики, алгоритмы, обеспечивающие минимизацию затрат предприятия в связи с кредитованием. Отдачу от внедрения эффективной кредитной политики можно измерить количественно, по таким показателям, как выручка от реализации в кредит, валовая прибыль от продаж в кредит, операционная прибыль от продаж в кредит, маржинальная прибыль. В конечном итоге появляется возможность качественно оценить вклад в чистую прибыль и рентабельность, то есть определить эффективность внедрения кредитной политики. Кредитная политика предприятия включает комплекс мероприятий по управлению не только дебиторской, но и кредиторской задолженностью и определению оптимальных условий предоставления и получения коммерческих кредитов и кредитов кредитных организаций. Предприятия могут продавать свои товары в кредит или с отсрочкой платежа. В случае отгрузки готовой продукции покупателям запасы предприятия снижаются, но создаётся дебиторская задолженность. В определённый момент времени покупатель оплатит продукцию и величина дебиторской задолженности снизится, но возрастёт объём денежных средств. Общая сумма дебиторской задолженности зависит от двух основных факторов: объёмов продаж в кредит и продолжительности времени между продажей и оплатой. Являясь дебитором для одного клиента, предприятие одновременно само является кредитором для другого клиента. Если предприятие А является покупателем для предприятия Б и оплачивает покупку через некоторое время, то у него возникает кредиторская задолженность, которая отражается в пассиве баланса. Если предприятие Б покупает товар у предприятия А, также оплачивая его не сразу, то для предприятия А сумма стоимости товара является дебиторской задолженностью и отражается в активе баланса. При управлении дебиторско-кредиторской задолженностью ориентируются на основное правило: их величины не должны значительно отличаться друг от друга (разумеется, следует учитывать индивидуальные условия каждого предприятия и это правило часто нарушается). При управлении каждой из этих задолженностей разрабатывается кредитная политика предприятия. Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с вопроса о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю, а кредиторской – брать или не брать кредит у продавца. Для каждого предприятия этот вопрос решается индивидуально. Многие предприятия разрабатывают кредитную политику, основанную на предоставлении скидок за предоплату в определённый срок. В условиях договора предприятие указывает % скидки и срок оплаты, например, 2/10 net 30 означает, что фирма готова предоставить скидку 2 %, если оплата произойдёт в течение 10 дней со дня, обозначенного в счёт фактуре. Максимальный срок, в течение которого должна быть произведена оплата без предоставления скидки – 30 дней. Если предприятие А покупает ежегодно товара на 12 млн.руб. у предприятия Б на условиях 2/10 net 30, то с учётом скидки оно должно ежедневно перечислять по 32666, 7руб. (12 * 0, 98) / 360. Если оно будет платить один раз в 10 дней, то кредиторская задолженность предприятия А составит в среднем 326, 7 тыс.руб. (32666, 7 руб. * 10), именно на эту сумму получит кредита предприятие А от предприятия Б. Если предприятие А не захочет оплачивать поставки на 10-й день, а предпочтёт расплачиваться через 30 дней, то его кредиторская задолженность возрастёт и составит в среднем 32666 руб. * 30 = 980000 руб. (980 тыс.руб.) В этом случае предприятие А получает дополнительный кредит от предприятия Б на сумму 653, 333 тыс.руб. (980 – 326, 667). Это положительный момент, отрицательным моментом является то, что предприятие в этом случае отказывается от скидки в 2 % и вынуждено заплатить дополнительно 240 тыс.руб.(12000 тыс.руб. * 0, 02). В данном случае предприятие А может рассчитать для себя цену получаемого от предприятия Б кредита путём деления дополнительно выплачиваемой суммы при отказе от кредита на сумму кредиторской задолженности. 240/653, 333 * 100 % = 36, 7 %. Вывод: если предприятие может использовать для финансирования своей деятельности какой-то источник средств, цена которого меньше 36, 7 %, то ему не стоит увеличивать кредиторскую задолженность путём отказа от скидки. Цену коммерческого кредита можно рассчитать также по формуле: ЦК = ПС/(100 – ПС) * 360/(СК – СС) *100 %. (46) Расшифровка формулы: Цена кредита = (% скидки/(100 - % скидки)) * 360/(срок предоставления кредита – срок действия скидки) * 100 %.
Для предприятия А: ЦК = 2/(100 – 2) * 360/(30 – 10) * 100 % = 36, 7 %. (47)
Рассчитав цену кредита, предприятие сможет решить, что выгоднее: отказаться от скидки или принять её. Следует отметить, что при осуществлении всех расчётов предполагается, что платежи осуществляются в последний день срока действия скидки или в последний день оплаты. Пример. Предприятие ежегодно покупает сырье на сумму 12 млн. руб. и может получить кредит под 16 %. Поставщик предлагает условия оплаты 2/10 net 20. Стоит ли соглашаться на эти условия?
Поскольку коммерческий кредит, предлагаемый поставщиком, обойдётся предприятию в 73, 47 %, ему выгоднее принять условия поставщика о скидке в размере 2 %. В данном случае предприятие может даже соглашаться на снижение скидки до 0, 44 % (2%: (73, 47%: 16%)), так как в этом случае цена кредита составит 16, 2 %. Система ценовых скидок может сочетаться со сроком предоставления кредита, но здесь нужно очень точно оценить возможность предоставления скидки при досрочной оплате. Проведем сравнительную оценку двух вариантов: 1) с предоставлением скидки для скорейшего покрытия потребности в денежных средствах, 2) с получением кредита без предоставления скидки. Исходные данные для расчета таковы: договорной срок оплаты – 1 месяц; скидка при оплате по факту отгрузки в начале месяца – 3%; банковская ставка по краткосрочному кредиту – 20% годовых; рентабельность альтернативных вложений капитала – 10% годовых. (Таблица 33) Таблица 33
|