Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление затратами






 

Управление затратами – это процесс управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия.

Управление затратами на предприятии является составной частью управления предприятием в целом.

Управление затратами необходимо, прежде всего, для:

· получения максимальной прибыли;

· улучшения финансовой устойчивости и финансового состояния фирмы;

· повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;

· снижения риска стать банкротом и т.д.

Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся условий деятельности предприятия.

Эта программа должна носить комплексный характер, то есть должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение затрат на производство и реализацию продукции. Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспектив его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

· комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов;

· мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия;

· мероприятия по повышению эффективности использования основных фондов и оборотных средств;

· мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы;

· мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда.

Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации. Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

Схемы управления затратами делятся на три группы в зависимости от того, на какой срок рассчитано их применение. Различают схемы управления затратами в краткосрочном и среднесрочном периодах и в долгосрочной перспективе. Самые сложные схемы управления применяются в долгосрочном периоде, так как в этом случае планируются действия с будущими затратами. В среднесрочном периоде для управления затратами используются механизмы мотивации или различные модели хозрасчёта, благодаря которым осуществляется увязка оплаты труда менеджеров к результатам работы предприятия или подразделения.

Первые шаги в управлении затратами лучше всего делать в расчёте на отдачу в ближайшее время, то есть в краткосрочном периоде. При этом самым распространённым способом управления затратами является их снижение. Затраты анализируются, делятся в соответствии с их классификацией на постоянные и переменные, прямые и косвенные, производственные и непроизводственные, а затем выделяются основные статьи, имеющие в затратах наибольший удельный вес (так называемые драйверы затрат). Кроме того, отслеживается динамика затрат, их сезонные колебания, устанавливаются нормативы, применяются различные модели управления оборотными средствами.

Управление затратами в краткосрочном периоде может быть ориентировано как на снижение, так и на рост затрат. В том случае, если предприятие планирует рост затрат, то оно должно получить темпы роста объёмов продаж выше, чем темпы роста затрат, только в этом случае предприятие получит дополнительную прибыль. Если менеджеры планируют минимизацию затрат, то должен как минимум сохраниться прежний объём производства и реализации продукции.

Управление затратами предприятия включает:

1. Выбор критерия рационального уровня затрат и постановка цели.

2. Прогнозирование и планирование затрат на производство и реализацию продукции.

3. Нормирование затрат.

4. Учёт затрат и калькулирование себестоимости.

5. Анализ и контроль за динамикой затрат.

6. Выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию.

Принимая решение о критериях выбора затрат и установлении конкретной цены на продукцию производитель должен запланировать определённый объём производства при таких затратах и ценах, которые обеспечивают максимум прибыли. В экономике существует так называемое правило максимума прибыли, в соответствии с которым предприятие достигает максимума прибыли в случае равенства предельной выручки с предельными издержками, которое определяет равновесную цену, или в случае максимально возможного их приближения.

Предельная выручка – это выручка с каждой дополнительно проданной единицы продукции, предельные затраты – затраты на каждую дополнительно произведённую единицу продукции. Так, например, если предприятие продавало 5 единиц изделий по цене 100 руб. за изделие, то выручка от реализации составит 500 рублей, а если предприятие продаст 6 изделий, то выручка уже будет 600 рублей, а предельная выручка – 100 рублей (600-500). В таблице показан расчёт максимума прибыли при снижении цен и увеличении объёма продаж.

 

Таблица 5

Расчет оптимального варианта для получения максимальной прибыли

Продано единиц продукции Цена за единицу, руб. Выручка от реализации, руб. Затраты на реализацию (издержки), руб. Прибыль руб.   Предельная выручка от реализации, руб. Предельные издержки, руб. Разность предельной выручки и предельных издержек, руб.  
               
        -284      
        -205 (150 – 0) (355 – 284) (150 – 71)
        -97 (280 – 150) (377 – 355) (130 – 22)
        -4      

 

 

Окончание табл. 5

               
               
               
              -10
              -47
        -17 -10   -95
        -151 -30   -134

Цель анализа затрат – выявить рациональность использования текущих затрат и резервы снижения их уровня, являющегося основой увеличения прибыли.

В процессе анализа затрат устанавливают:

1. Динамику затрат, то есть размер изменения уровня затрат по сравнению с базисным периодом;

2. Соответствие фактического уровня затрат плановому показателю;

3. Факторы, оказавшие влияние на изменение уровня затрат.

В процессе оценки затрат рассчитывают следующие аналитические показатели:

1. Уровень затрат. Он рассчитывается как отношение суммы затрат к выручке от реализации, умноженное на сто процентов;

2. Размер изменения уровня затрат. Он показывает, на сколько процентов к выручке фактический уровень расходов выше или ниже уровня прошлого года;

3. Темп изменения расходов. Рассчитывается как отношение размера снижения или повышения уровня затрат к базисному уровню, выраженное в процентах. Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень затрат по отношению к базисному, если последний принять за 100%.

Для анализа используется следующая информация: данные бухгалтерского учета, инвентаризации товарных запасов, аналитического учета издержек, различные материалы нормативного характера.

Анализ производственных затрат осуществляется на производственных предприятиях. В торговых предприятиях анализируются издержки обращения. Издержки обращения имеют место и на производственных предприятиях. Затраты предприятия в процессе производства представляют собой издержки производства, а сбытовые, снабженческие, торгово-посреднические затраты – издержки обращения.

Издержки обращения формируются под влиянием множества факторов общеэкономического характера, подверженных значительным изменениям (оптовые и розничные цены, нормы расходования отдельных ресурсов). Многие статьи издержек обращения зависят от деятельности организации, уровня хозяйствования, постановки экономической работы.

Существуют факторы, влияющие на издержки, которые не зависят и зависят от хозяйственной деятельности предприятия.

К факторам, которые зависят от деятельности предприятия, относятся:

· объем и структура оборота розничной торговли (для торговых предприятий);

· оборачиваемость оборотных средств;

· организационные формы управления;

· состояние и эффективность использования материально-технической базы;

· производительность труда;

· формы и методы торговли (для торговых предприятий).

К факторам, независящим от деятельности предприятия (или зависящим в небольшой степени) относят:

· количество посредников при товародвижении;

· уровень розничных цен;

· стоимость услуг других отраслей;

· уровень налоговой нагрузки

· и др. факторы.

Для конкретизации и возможного уточнения выводов, полученных при анализе общего уровня затрат, разработки мер по снижению отдельных расходов важное значение имеет их постатейный анализ.

Методика постатейного анализа затрат различна. Она зависит от периода времени, за который проводится анализ. При анализе динамики за ряд лет затраты по статьям сопоставляются по уровню, а в краткосрочном периоде переменные расходы сравниваются по уровню, а постоянные – по сумме.

Одной из функций управления затратами является их планирование. Оно подчинено основной цели управления затратами на предприятии и осуществляется по следующим основным этапам:

1.Анализ затрат в предплановом периоде;

2.Обоснование основных направлений экономии затрат в планируемом периоде;

3.Расчет плановых сумм затрат в разрезе отдельных их статей.

Рассмотрим планирование издержек обращения на примере торгового предприятия

При разработке плана издержек обращения необходимо использовать многовариантные подходы. Выбор методов планирования будет зависеть от особенностей формирования и тенденций изменения ожидаемых элементов затрат.

Первый вариант, исходя из изменения объема оборота. Предположим, руководство предприятия наметило в планируемом году увеличить оборот на 20%, а фактический оборот по реализации в отчётном году составил 29263, 7 тыс.руб. Тогда, планируемый объем оборота составит:

29263, 7*1, 20 = 35116, 4 тыс.руб.

С ростом объема деятельности (если полагать неизменным влияние других факторов) уровень издержек обращения должен уменьшаться, так как постоянные расходы будут оставаться неизменными (таблица 6)

Расчеты показали, что ожидаемое увеличение оборота в планируемом году в 1, 2 раза будет способствовать снижению уровня издержек обращения на 2, 1 процентных пункта.

Таблица 6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.