Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Себестоимость продукции




Себестоимость продукции - экономическая категория, отражаю­щая все расходы предприятия, связанные с производством и реализаци­ей определенного объема конкретной продукции.

В Положении о составе затрат на производство и реализацию про­дукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учи­тываемых при налогообложении прибыли, дается определение себес­тоимости продукции (работ, услуг) как стоимостной оценки исполь­зуемых в процессе производства продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, основных средств, а также других затрат.

При расчете себестоимости используется классификация затрат по двум признакам: по назначению в процессе производства и по способу отнесения затрат на себестоимость. Поэтому себестоимость исчис­ляется по статьям затрат с делением их на прямые и косвенные.

Вначале определяются затраты, непосредственно связанные с про­изводством и реализацией конкретной продукции, которые фикси­руются в статьях: сырье и материалы; покупные изделия; полуфабри­каты; услуги сторонних предприятий и организаций производствен­ного характера; топливо и энергия на технологические цели; заработ­ная плата производственных рабочих; отчисления на социальные нуж­ды. При этом используется метод прямого счета.

Затраты, связанные с обслуживанием производства или управле­нием, не могут быть прямо учтены в себестоимости и включаются в нее косвенно. Это так называемые накладные расходы.

В себестоимость они включаются разными методами:

• пропорционально прямым расходам на оплату труда;

• пропорционально расходу материалов на конкретный вид про­дукции в денежном выражении;

• пропорционально общей сумме прямых расходов;

• пропорционально общей сумме выручки.

 

Основной метод управления расходами — их пла­нирование. Главной целью планирования расходов является установление их целесообразной структуры и объема на предстоящий период. Основными формами планирования расходов на производство и реализацию продукции являются:

1. смета затрат на производство и реализацию продукции;

2. система плановых бюджетов расходов.

Смета затрат на производство и реализацию продукции представляет собой плановый документ, определяющий все затраты предприятия, обусловленные изготовлением продукции и выполнением работ (услуг), в разрезе экономических элементов. По каждому элементу планируются затраты исходя из потребностей производства с учетом использования факторов снижения себестоимости. Сумма затрат в смете как правило планируется на год с выделением четвертого квартала в несезонных отраслях, а в сезонных отраслях – квартала с наименьшими затратами.



Расчет полной себестоимости товарной продукции на основе сметы в плановом периоде предусматривает следующие этапы:

1.Рассчитываются затраты по экономическим элементам (материальные затраты за вычетом возвратных отходов, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты), их суммирование позволяет определить все затраты на производство.

2. Из общей суммы затрат на производство исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета (затраты на работы и услуги, не включаемые в валовую продукцию, например, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям) и определяются затраты на производство валовой продукции.

3. Учитывается изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов, которые оказывают влияние на величину себестоимости готовой продукции (прирост остатков уменьшает производственную себестоимость товарной продукции, а их снижение - увеличивает) и определяется производственная себестоимость товарной продукции.

4. Производственная себестоимость товарной продукции увеличивается на суммувнепроизводственных (коммерческих) и управленческих расходов и определяется полная себестоимость товарной продукции.

Смета затрат на производство и реализацию продукции служит основой определения полной себестоимости реализуемой продукции в плановом периоде:

Зр = З1 + ТПпс – З2, где

Зр –полнаясебестоимость реализуемой продукции в плановом периоде;

З1–остатки готовой продукции по фактической (ожидаемой) производственной себестоимости на начало планового периода;



ТПпс - плановый товарный выпуск по плановой полной себестоимости;

З2–остатки готовой продукции по плановой производственной себестоимости на конец планируемого периода.

 

Вопрос 4. Резервы и основные пути снижения расходов организаций (предприятий)

Снижение затрат на производство и реализацию продукции имеет важное значение с позиций: резерва интенсификации производства, фактора увеличения прибыли предприятия и роста рентабельности, снижения цен на промышленную продукцию; сокращения издержек производства в других отраслях, фактора ускорения оборачиваемости оборотных средств в промышленности и др.

Пути снижения себестоимости: применение новейших технологий; улучшение использования основных фондов; повышение производительности труда; изменение структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов; сокращение условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации продукции.

В целях снижения затрат в современном рыночном хозяйстве используются новые методы управления затратами, в т.ч. управленческий учет. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от запланированной величины издержек и передать часть функций по управлению затратами нижестоящим структурным подразделениям.

Система плановых бюджетов расходов формируется в разрезе отдельных подразделений и центров ответственности (бюджет материальных затрат; бюджет потребления топлива и энергии; бюджет фонда оплаты труда; бюджет амортизации основных средств и нематериальных активов; бюджет прочих расходов). Итоговым документом является плановый бюджет операционных затрат по предприятию в целом.

 

ТЕМА 6. ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

1. Экономическое содержание доходов организаций (предприятий) и их виды.

2. Методы планирования выручки от реализации, их преимущества и недостатки.

3. Основные направления распределения и использованиявыручки от реализации.

Вопрос 1. Экономическое содержание доходов организаций (предприятий) и их виды

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации (за исключением вкладов участников (собственников имущества)). (ПБУ 9/99)

Не относятся к доходам: суммы НДС, акцизов, экспортных пошлин и др. аналогичных налогов; поступления по договорам комиссии, суммы полученных задатков, залогов, авансов в счет оплаты продукции; суммы, полученные в погашение кредита.

Доходы предприятия в зависимости от их характера, усло­вий получения и направлений деятельности предприятия подразделяются на:

1)доходы от обычных видов деятельности;

2) прочие доходы.

Основным видом доходов от обычных видов деятельности является выручка от продажи товаров, продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

К прочим доходам относятся проценты к получении, доходы от участия в других организациях и прочие доходы, имеющие операционный и внереализационный характер ( прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году и т.д.). Более подробно состав доходов отражен в таблице 1.

Доходами не являются поступления от других юридических и фи­зических лиц:

• налогов и аналогичных обязательных платежей;

 

Таблица1- Виды доходов предприятия

Вид доходов Состав доходов
1. Доходы от обычных видов деятельности 1. Выручка от продажи продукции и товаров 2. Поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг
2. Операционные доходы 1. Проценты и дивиденды к получению 2. Роялти 3. Арендная плата 4. Поступления, получение которых связано с предоставлением за плату во временное пользование своих активов, интеллектуальной собственности и др., когда это не является предметом деятельности организации. 5. Поступления от продажи основных средств 6. Нереализованная прибыль, полученная вследствие переоценки рыночных ценных бумаг
3. Внереализационные доходы 1. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров 2. Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения 3. Поступления в возмещение причиненных организациями убытков 4. Прибыль прошлых лет, признанная в отчетном году 5. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности 6. Курсовые разницы 7. Суммы дооценки активов (за исключением внеоборотных активов) 8. Прочие внереализационные доходы
4. Чрезвычайные доходы 1. Поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств, т.е. страховые возмещения. Стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов

 

• по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным до­говорам в пользу комитента, принципала;

• в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, ра­бот, услуг;

• задатка;

• в залог имущества, если договором предусмотрена передача его залогодержателю;

• в погашение кредита, займа, предоставленного, заемщику;

• авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг.

Для целей налогообложения (гл.25 НК РФ) к доходам организации относятся:

1. доходы от реализации(выручка от реализации товаров, (работ, услуг), выручка от реализации имущества и имущественных прав);

2. внереализационные доходы (доходы от долевого участия в др. организациях, от сдачи имущества в аренду, доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году).

Выручка является важнейшей финансовой категорией, которая выражает денежные отношения между поставщиками и потребителями товара, продукции (работ, услуг). Выручка от реализации основной регулярный источник собственных финансовых ресурсов и денежных поступлений предприятия. Выручку можно определить как сумму отпускных цен (без НДС, акцизов и других аналогичных налогов) по всем реализованным товарам. Причем выручкой считаются поступления, получение которых связано с основной деятельностью организации (ПБУ 9/99). Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

Особенности учета выручки.В рамках учетной политики для целей налогообложения предприятия (в установленных НК РФ случаях) могут предусматривать следующие методы учета выручки:

1) кассовый метод (по оплате), при котором доходы от реализации признаются по мере поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.

2) метод начисления (по отгрузке),при котором доходы от реализации признаются по мере отгрузки готовой продукции и предъявления заказчику (покупателю) расчетных документов. В основе этого метода, являющегося основным для целей бухгалтерского и налогового учета, лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар в соответствии с условиями договора купли-продажи, мены, поставки.

Выручку от реализации определяют исходя из объема реализации продукции, товаров (работ, услуг) и применяемых цен (тарифов) без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных таможенных пошлин и других аналогичных налогов.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на формирование выручки, является уровень применяемых в экономике цен. Цена является основой распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости. Свободные рыночные цены, величина которых определяется спросом и предложением, а также цены, регулируемые государством, могут быть оптовыми (отпускными) и розничными.

Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость и прибыль. По оптовым ценам предприятия продукция реализуется другим хозяйствующим субъектам или торгово-сбытовым организациям.

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, НДС и акцизы. По оптовой цене промышленности продукция реализуется за пределы данной отрасли. Если продукция реализуется через сбытовые организации и оптовые торговые базы, то в оптовую цену промышленности включается наценка для покрытия издержек и образования прибыли этих организаций.

Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую наценку (скидку). По розничным ценам товары реализуются конечному потребителю – населению.

Вопрос 2. Методы планирования выручки от продажи товаров, продукции (работ, услуг), их преимущества и недостатки

Основным доходом является выручка от продаж. Понятие "выручка от продаж" включает суммы денежных средств, поступившие в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и (или) величина дебиторской задолженности. Таким образом, базой для определения выручки от продаж является только факт отгрузки (продажи). Если продажа продукции осуществлена на условиях ком­мерческого кредита, то выручкой считается полная сумма дебитор­ской задолженности независимо от продолжительности рассрочки и отсрочки. Если произведена неполная оплата отгруженной продук­ции, то выручка определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в частности, не покрытой поступлением). Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным про­изведенным циклом по мере готовности (строительство, научно-ис­следовательская работа и др.).

Для определения финансовых результатов деятельности предпри­ятия имеет важное значение тот факт, что учет всех доходов и расхо­дов относится к тому отчетному периоду, в котором они имели мес­то, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы осуществления.

Таким образом, если раньше на сумму выручки оказывали влия­ние факторы, связанные как со спросом на продукцию, так и с доку­ментооборотом между поставщиком и потребителем, платежеспособ­ностью потребителя, то в настоящее время сумма выручки отличает­ся от стоимости произведенной продукции (в сопоставимых ценах) на величину изменения остатков готовой продукции на складе, т.е. влияние оказывает только один фактор - фактор спроса, конкурен­тоспособности произведенной продукции.

Поэтому для планирования выручки на предстоящий период необходимо знать план производства и тенденции изменения остатков готовой продукции на складе.

Если по кварталам остатки готовой продукции возрастают, то сле­дует ожидать их дальнейшего увеличения при сохранении условий реализации.

В зависимости от цен, применяемых для расчета выручки, исполь­зуются понятия брутто-выручка и нетто-выручка.

Брутто-выручка определяется в отпускных ценах, т.е. в ценах, в которые включены налоги (НДС, акциз, налог с продаж) и другие обязательные платежи. Нетто-выручка - это очищенная выручка, т.е. исчисленная в ценах, сформированных из двух элементов: затрат на производство и реализацию продукции и прибыли.

В рыночных условиях хозяйствования плановую выручку от реализации продукции можно определить на основе изучения рынков сбыта продукции, оценки их емкости, по портфелю заказов, используя сравнительный анализ с ожидаемой реализацией в предплановом периоде. На начальных стадиях планирования можно использовать:


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал