Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Цель, задачи и сферы деятельности финансовых служб. Организационная модель финансовых служб






Финансовая служба предприятия является в самом общем плане субъектом управления финансами предприятия, использующим финансовый механизм для обеспечения эффективной деятельности предприятия.

Под финансовой службой понимается работник, группа в планово-финансовом отделе, финансовый отдел, управление, другие структурные подразделения, на которые возложены функции управления финансами и выработки финансовой политики предприятия.

Цель финансовой работы заключается в своевременном и полном обеспечении предприятия финансовыми ресурсами, оптимальном их распределении и эффективном использовании. Задачи финансовых служб: о беспечение роста имиджа и рыночной стоимости предприятия; обеспечение устойчивого финансового положения предприятия; изыскание путей увеличения прибыли; обеспечение финансовыми ресурсами основного производства, инвестиционной деятельности и т.д., своевременное выполнение обязательств перед бюджетом и кредиторами; организация расчетов, обеспечение контроля за наиболее рациональным использованием денежных средств и др.

Сферы деятельности финансовых служб организаций (предприятий): финансовый анализ, финансовое планирование (прогнозирование) и финансовый контроль; управление источниками финансирования; управление инвестиционной деятельностью; управление текущей деятельностью; организация взаимоотношений с финансово-кредитной системой.

Организационная модель финансовых служб в значительной степени определяется размерами предприятия, бизнеса; общим типом структуры управления, применяемой на предприятии, формой собственности, организационно-правовым статусом, отраслевыми и технологическими особенностями производства и т.д.

На малых предприятиях с небольшим объемом финансовой деятельности функции финансового управления, как правило, осуществляет собственник предприятия или генеральный директор. На отдельных малых и средних предприятиях финансовая служба представлена финансовым отделом или финансово-экономическим отделом, для работы в которых привлекаются финансовые менеджеры широкого профиля. В работе финансового отдела концентрируется работа всех под­разделений предприятия, которые в той или иной степени соприкаса­ются с деятельностью финансового отдела. Это обусловливает его тес­ную связь с экономическими, снабженческо-сбытовыми, техническими и производственными службами предприятия. На крупных предприятиях организационная структура финансовой службы более сложная, так как финансовые потоки крупных предприятий связаны не только с производственной и финансовой деятельностью предприятия, но и с участием в капитале других предпринимательских организаций. Для работы в финансовой службе крупных предприятий привлекаются финансовые менеджеры широкого профиля, а также функциональные финансовые менеджеры в качестве исполнителей конкретных задач в управлении финансами.

Структура финансовой службы также зависит от общего типа структуры управления, применяемой на предприятии. При линейно-функциональном типе функции управления реализуются на верхнем уровне функциональными службами, в том числе и финансовой службой. В соответствии с данным типом структуры управления на предприятии формируется финансовое управление, возглавляемое финансовым директором. В соответствии с Положением о финансовой дирекции финансовый директор определяет:

­ финансовую политику и общее направление развития предприятия в области финансов;

­ обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего фи­нансовую деятельность предприятия;

­ разрабатывает принципы и правила управления финансами предприятия;

­ обеспечивает общее руководство финансовым планированием;

­ готовит общие аналитические отчеты руководству предприятия для принятия стратегических решений в области финансов;

­ участвует в реструктуризации деятельности предприятия, разрабатывает политику слияний, поглощений и реорганизации;

­ работает в тесном взаимодействии с непосредственными по­дотчетными ему начальниками финансовых отделов, входящих в структуру финансовой службы предприятия.

В состав финансового управления входят: аналитический отдел, отдел финансового планирования, оперативный отдел, отдел финансового контроля, отдел ценных бумаг и валют.

Работники аналитического отдела занимаются разработкой методики оценки финансового состояния предприятия, проводят мониторинг финансового состояния предприятия, готовят аналитические отчеты об эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, оценивают эффективность реализованных инвестиционных и инновационных проектов, а также выявляют резервы повышения эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, разрабатывают меры по улучшению его финансового состояния.

Р аботники отдела финансового планирования разрабатывают основные финансовые планы предприятия на предстоящий период, готовят предложения по финансовой стратегии предприятия, планируют налоговые платежи предприятия и составляют отчеты о выполнении финансовых планов предприятия.

Работники оперативного отдела следят за соблюдением кассовой дисциплины, собирают счета, накладные, отслеживают их оплату, контролируют отношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных денежных средств.

Претензионная группа в составе оперативного отдела решает споры, возникающие между предприятием и его контрагентами, государством по поводу уплаты штрафов, неустоек и др. мер экономического воздействия на предприятие, которые вытекают из условий договора и нормативной базы, регулирующей деятельность предприятия на конкретном этапе.

Отдел ценных бумаг и валют формирует портфель ценных бумаг и осуществляет управление ими с позиции оптимизации доходности и риска, принимает участие в работе валютных и фондовых бирж в целях удовлетворения текущих потребностей предприятия в рублевых или валютных средствах.

Отдел финансового контроля и его работники следят за соблюдением финансового законодательства, осуществляют контроль за финансовой деятельностью предприятия, выполнением финансовых планов, следят за целевым использованием денежных фондов предприятия, осуществляют контроль за полной и своевременной уплатой налогов в бюджеты различных уровней и исполнением других финансовых обязательств перед финансово-кредитными учреждениями.

При дивизионном типе структуры управления на предприятии создаются дивизионные службы. Функциональные службы, в том числе и финансовая служба, освобождены от текущего управления и призваны решать стратегические задачи. Предприятия, применяющие технологию управления с помощью бизнес единиц, в качестве дивизионных служб создают центры финансового учета (ЦФУ): профит-центры, венчур-центры, затратные центры.

На предприятиях, применяющих бюджетирование, формируется бюджетный комитет, возглавляемый директором по бюджету, а также отдел бюджетного планирования и анализа, в рамках которого выделяют центры планирования; центры финансовой ответственности; центры возникновения затрат.

ТЕМА 5. РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

1. Экономическое содержание расходов организаций (предприятий) и их классификация.

2. Группировка и состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции, его законодательная регламентация.

3. Планирование расходов на производство и реализацию продукции.

4. Резервы и основные пути снижения расходов организаций (предприятий).

Вопрос 1. Экономическое содержание расходов организаций (предприятий) и их классификация

Расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод вследствие выбытия активов (денежных средств и другого имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению его капитала (за исключением уменьшения вкладов по решению собст­венников имущества). (ПБУ 10/99)

Расходы исходя из характера, условий осуществления и направле­ний деятельности предприятия подразделяются на:

1) расходы по обычным видам деятельности; 2) прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности связаны с производством и реализацией продукции, приобретением и продажей товаров, выполне­нием работ и оказанием услуг. При их от­ражении в бухгалтерском учёте затраты должны быть сгруппированы по следующим экономическим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

Прочие расходы включают проценты к уплате и прочие расходы, не связанные с обычными видами деятельности (расходы, связанные с предоставлением за плату во вре­менное пользование активов организаций; с участием вуставных капиталах других организаций; с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий дого­воров; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году)

Необходимость изучения классификации расходов предприятия вытекает из того факта, что в конечном итоге со­вокупность затрат оказывает решающее влияние на формиро­вание практически всех финансовых показателей, они являют­ся объектом финансового планирования и контроля со стороны финансовых служб предприятия. Все расходы предприятия можно классифицировать по различным направлениям в зависимости от того, что положено в основу той или иной классификации. Например,

по экономи­ческому содержанию их можно разделить на материальные, трудовые, денежные;

по направлению — производственные и коммерческие;

по способу распределения между видами продукции — прямые и косвенные;

п о форме связи с процессом производства - на основные и накладные.

В финансовом планировании, при проведении анализа безубыточности весьма значимым является классификация расходов п о характеру их зависимости от объема произво д­ства — на постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные). Постоянные расходы в коротком периоде не зависят от объема производства (амортизационные отчисления, оплата охраны, аренд­ная плата, повременная заработная плата и т.д.). Переменные расходы изменяются пропорционально объе­му производственной деятельности (материальные затраты, сдельная заработная плата и т.д.)

Наиболее практическое значение представляют собой группировки затрат по статьям и экономическим элементам.

Группировка по калькуляционным статьям расходов отражает их объединение по месту и характеру возникновения, а также по направлениям их использования. Данная группировка используется для контроля за составом расходов по местам их формирования и определения расходов в расчете на единицу определенного вида продукции при составлении плановых калькуляций.

Группировка затрат на производство и реализацию продукции по экономическим элементам отражает их объединение по однородности экономического содержания независимо от формы их использования и от места возникновения расходов. Данная группировка отражает финансовый аспект затрат и применяется в финансовом планировании, бюджетировании, при расчете налогооблагаемой прибыли. Группировка расходов по экономическим элементам позволяет определить объем и структуру всех затрат в целом по предприятию.

Для целей налогообложения в соответствии с требованиями главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ:

Расходы – это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. (ст.252.)

Расходы предприятия дифференцируются аналогично доходам: на расходы по обычным видам деятельности, прочим расходам, в состав которых входят операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. Более подробная классификация представлена в табл.1

Таблица 2 – Виды расходов предприятия

Вид расходов Состав расходов
   
1. Расходы по обычным видам 1. Расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов 2. Расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.)
2. Операционные расходы 1. Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации 2. Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной себестоимости 3. Расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций 4. Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции 5. Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами) 6. Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями 7. Прочие операционные расходы
3. Внереализационные расходы 1. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение причиненных организацией убытков 2. Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году 3. Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания 4. Курсовая разница 5. Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов) 6. Прочие внереализационные расходы
4. Чрезвычайные расходы 1. Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами

Не признаются расходами организации:

• приобретение (создание) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных ак­тивов и т.п.);

• вклады в уставные (складочные) капиталы других организа­ций, приобретение акций акционерных обществ и иных цен­ных бумаг не с целью перепродажи;

• перечисление средств, связанных с благотворительной деятель­ностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха и др.;

• по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным до­говорам в пользу комитета, принципала;

• предварительная оплата материально-производственных запа­сов и иных ценностей, работ и услуг;

• в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

1. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1.1.) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

1.2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

1.3) расходы на освоение природных ресурсов;

1.4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

1.5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

1.6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

2) Внереализационные расходы: расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества; расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, расходы налогоплательщика на формирование резервов по сомнительным долгам; судебные расходы и арбитражные сборы; расходы на услуги банков и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.