Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнегреческая лирическая поэзия: мелика (сольная и хо­ровая), декламационная поэзия (ямб, элегия). Творчество Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара.






Древнегреческая лирическая поэзия приходит на смену эпосу с VII-VI вв. до н.э. Связано это с изменением социально-политических условий, распадом патри­архально-родового строя и выдвижением на арену общественной жизни демоса. На смену идеологии вождей-героев приходит новая идеология - гражданского объе­динения.

Жанры древнегреческой лирики принято подразделять на декламационные (исполнялись под аккомпанемент флейты) и мелические (пелись под звуки кифары или лиры).

К декламационным жанрам относились - элегия и ямб. Элегия ведет свое про­исхождение от погребальной заплачки, которая в VII в. до н.э. в творчестве Калли­на, Тиртея и других лириков трансформировалась в произведение гражданского звучания. У Солна и Феогнида Мегарского (VI в. до н.э.) элегия начинает насы­щаться философскими мотивами.

Общепризнанным мастером ямба был Архилох (VII в. до н.э.) с острова Па­рос. В его творчестве ямб, ведущий свое происхождение от народных обличительных куплетов, превратился в яростную, эмоциональную поэзию, обогащенную различными ритмами.

Мелическая поэзия делилась на сольную и хоровую. Ярчайшими представите­лями первой были жители острова Лесбос - Алкей (род. 630-620 гг. до н.э.) и Сафо (или Сапфо), которая была его современницей.

Их творчество отличало разнообразие ритмов, сжатый и ясный язык, близкий к разговор­ной речи, впечатляющее умение зафиксировать единичный факт, владеющее поэтом настроение. Если Алкея вдохновляли гражданские темы, то Сафо была первой певицей любви. В отличие от эпоса, знающего любовь только как физическое влечение, в лирике Сафо она предстает как страшная стихийная сила, покоряющая душу и тело. Поэтесса впервые делает попытку изобра­зить состояние человека не по внешним признакам (как это делал Гомер), но описывая его пере­живание. Впервые же в ее лирике окружающая природа и владеющее героем чувство предстают в неразрывной связи, взаимопроникновении.

Еще одним мастером сольной мелики был Анакреонт из Теоса (вторая поло­вина VI в.). Он прославился своими изящными, веселыми одами, воспевающими любовь и чувственное наслаждение жизнью.

Хоровая мелика восходит к торжественным обрядовым гимнам или славле­ниям. В ней выделялись песни различного типа: парфений (девичья песнь), эпиникий (песня в честь победы на состязаниях), френ (плач о смерти именитого гражда­нина), энкомий (песнь в честь хозяина пира), а также гимны богам (пеан, дифирамб и т.д.). Крупнейшими поэтами, работавшими в этом жанре были Алкмен (VII в.), Стесихор (перв. пол. VI в.), Ивик (втор. пол. VI в.), Симонид (556-468), Пиндар (ок. 518-442). Последний из них - Пиндар, уроженец города Фивы, прославился своими одами в честь победителей в различных спортивных состязаниях. Дошедшие до нас 4 книги его эпини­киев поражают искусностью построения, разнообразием сюжетных ходов, метафорической дер­зо­стью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.