Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античная комедия, ее происхождение. Комедии Аристофана «Облака», «Мир» и «Лисистрата».






Комедия возникает в VI в до н.э. из следующих источников: 1) шумные и весе­лые бытовые сценки пародийного и карикатурного характера, 2) драматизирован­ные песни обличительного характера у селян, ходивших в праздники Диониса в город высмеивать тамошних жителей, 3) оргиастически-жертвенный культ Дио­ниса, 4) песни в честь богов плодородия на Дионисиях. Слово комедия происходит от термина комос, означающего по-гречески - «гулянка», «празднично-веселая толпа».

Строение комедии в чем-то отличалось, а в чем-то и совпадало с трагедией. В комедиях то­же присутствует хор, только вместо 15 человек он состоит из 24 и делится на два полухория. Как и трагедии, ставились на празднествах в честь Диониса - так называемых лнеях (в конце греческой зимы). В отличие от трагедий, комедии были разнообразнее, гораздо свободнее в сюжетном и сти­листическом отношении. Актеры использовали карикатурные маски. Кос­тюмы - чрезвычайно пестрые, с гипертрофированными частями тела. В сцене всегда принимало участие не менее трех актеров. Декорации не менялись, хотя не было никакого единства действия.

Если в трагедии основную роль в переживаниях зрителей играют страх и сострадание к ге­роям, то комедия утешает безболезненным смехом по поводу фиктивно страдающих персонажей, о гибели которых не идет и речи.

 

СТРУКТУРА КОМЕДИИ

Комедия начиналась с пролга, в котором разъяснялось содержание и смысл данного произведения. За ним следовал пард - первое выступление хора с лирико-драматической песнью или декламацией. Характерными частями комедии были агн - словесное состязание между действующими лицами и парбаса - обращение хора от имени автора к публике. Далее следовал ряд сцен по типу эписдиев и ст-симов трагедии. Завершал действие - эксд, представлявший собой за­ключительную песнь уходящего хора.

Сведения о первых постановках комедий доносят до нас имя Эпихрма (род. ок. 520-500 гг.), работавшего на Сицилии. Однако подлинного расцвета комедия достигла в Аттике. Мы знаем имена множества выдающихся комедиографов, среди которых современники особенно це­нили Кратта и Ферекрта, однако, из древних авторов до нас дошли только произведения Ари­стофна. Аттическую комедию принято подразделять на древнюю, среднюю и новую.

 

АРИСТОФАН (ок. 446 - ок. 385 гг. до н.э.)

Был афинским гражданином из дема Кидафин. Впервые выступил со своей комедией перед афинянами в 427 г. Из более чем 40 написанных им комедий до нас дошло 11, так что мы можем даже проследить развитие манеры Аристофана.

Известны его комедии: «Всадники» (424 г.) - едкая политическая сатира на всемогущего политикана Клеона, группа антивоенных комедий «Ахарняне» (424 г.), «Мир» (421 г.), «Лисистрта» (411 г.), комедии, в которых Аристофан обруши­вался на софистов - «Облака» (423 г.), сутяжничество - «Осы» (422 г.), пародии на Еврипида - «Женщины на празднике Фесмофорий» (411 г.), «Лягушки» (405 г.), коме­дии, в которых отчетливо звучат утопические мотивы - «Птицы» (414 г.), «Женщины в народном собрании» (392 г.), «Плутос» (388 г.).

Творчество Аристофана распадается на три периода:

1) 427 - 421 гг. - ярко политический, с сатирой на общественные отношения. Для него ха­рактерно строгое соблюдение автором обрядно-хорового стиля.

2) 414 - 405 гг. - тематика становится скорее общественно-сатирической без прямого по­литического подтекста. В этот же период Аристофан пишет первые свои утопии («Птицы»).

3) 392 - 388 гг. - крушение старой сатирико-политической комедии, переход к так называе­мой среднеаттической комедии ситуаций и нравов. Здесь наблюдается преобладание диалога над хоровыми партиями, отсутствие парабасы.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОМЕДИИ «МИР»

Тригей (чье имя в переводе с греческого означает «виноградарь») отправляется на небо на огромном навозном жуке для того, чтобы освободить заключенную в пещеру богиню Ирину (то есть богиню Мира). В этом предприятии помимо подкупленного бога-привратника Гермеса ему помогают представители разных греческих полисов и земледельцы всей Эллады. Вопреки коварным замыслам бога войны Раздора, им удает­ся освободить Ирину, которая выдает замуж за Тригея одну из своих спутниц - Жатву. Другую спутницу бо­гини мира - Ярмарку - Тригей доставляет афинскому совету. Завершается комедия свадебным пиром, переме­жаемым шутливыми сценками, высмеивающими ремесленников производителей оружия и демагогов, нажи­вающих политический капитал на войне.

В комедиях Аристофана нет характеров. Его герои - это типы-маски, высту­пающие проводниками тех или иных обобщенных идей. Но их крикливый гипербо­лизм делает комедию красочной и веселой. Замечательно умение Аристофана разоблачать выспренные, «возвышенные» высказывания путем их контрастного сопоставления с «низкими» речами героев представляющих «здравый смысл». Так в «Облаках» замечателен эпизод обсуждения Сократом и Стрепсиадом божественной природы облаков: незадачливый ученик все время переводит разго­вор в бытовой, даже «пищеварительный» план. Эта комедия Аристофана была направ­лена против Сократа, в котором поэт видел одного из софистов, разрушающих своими хитрыми речами устои полисной морали, общественной жизни.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОМЕДИИ «ОБЛАКА»

Крестьянин Стрепсиад, разоренный долгами (ему недешево обходятся аристократические замашки его сына Фидиппида), решает поступить в учение к великому мудрецу Сократу, полагая, что тот его сможет научить, как правду сделать кривдою и тем самым оправдаться в суде перед заимодавцами. Однако оказы­вается, что Стрепсиад неимоверно глуп, и учение не идет ему на пользу. Все «премудрости», которые пыта­ется напичкать его Сократ пропадают даром.

Тогда в мыслильню к философу идет молодой Федиппид, которому удается одолеть учение (правда при этом он теряет свой цветущий вид, зато делается надменнее и нахальней). Обрадованный Стрепсиад объ­являет, что отказывается платить долги, во всем уповая на хитроумие сынка, способного доказать, что угод­но и кому угодно. За праздничным столом, однако, происходит потасовка из-за разных литературных при­страстий отца и сына. В итоге Фидиппид не только поколачивает Стрепсиада, но и пользуясь приобретенны­ми знаниями доказывает ему, что дети имеют полное право бить своих роди­телей. Пришедший в ужас Стрепсиад поджигает мыслильню Сократа.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.