Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие культуры как духовного, контекстуального явления. Духовные ценности. Феномен античной цивилизации и его значение для совре­менной культуры.






Говоря о культуре, прежде всего, следует обратить внимание на контекстуаль­ный характер этого феномена. Контекст - ряд явлений, в котором только и может существовать данный рассматриваемый объект. И понять его в отрыве от остальных просто нельзя. Наверное, наиболее ярким примером контекста является язык, в котором каждое слово может быть понято лишь через другие слова, только вместе с остальными получает свой смысл.

Каждый вид искусства, будь то музыка, живопись или литература, обладает своим специфическим языком, на котором осуществляется разговор о духовных цен­ностях человека. Именно поэтому каждое произведение, созданное в том или ином виде искусства может быть по-настоящему оценено лишь в сопоставлении с другими. Их нельзя изучать изолированно одно от другого.

Само понятие духовных ценностей предполагает некоторую иерархию оценок, но не субъективных (по принципу «нравится - не нравится»), а ориентированных на постижение Истины - той истины, которую на протяжении веков ищет творческая мысль человека. Здесь господствует уже другой критерий - «хорошо - плохо».

В отличие от животных, способных испытывать боль, голод, физическую уста­лость (уровень телесного), а так же радость, грусть, страх (уровень эмоций - душев­ного), человек обладает еще и третьим уровнем восприятия жизни - уровнем духа. Именно здесь, в сфере духовного постижения мира, рождаются вопросы о смысле бытия, о добре и зле, о красоте, достоинстве, цели. Те самые вопросы, с которыми имеет дело религия, философия, искусство, наука. Их не существует для животных, знакомых лишь с эмоциональным, душевным переживанием жизни. Поэтому у живот­ных и нет культуры.

Говоря коротко, только в культуре, только через культуру человек может осоз­нать себя именно как человек, научиться жить не одними только настроениями, при­хотями, сменяющими друг друга предпочтениями, а раскрывать смысл собственной судьбы, искать истину.

Поскольку, как уже было сказано, культура контекстуальна, нельзя постигать один из ее разделов в отрыве от других. Огромное значение имеет исторический под­ход к изучению литературы, изобразительного искусства, музыки. И здесь у всех современных европейских народов общий прародитель. Немецкая и французская, испанская и итальянская, польская и русская культуры так или иначе растут на почве, созданной великими цивилизациями античности. Вот почему с древнегреческой и латинской литератур следует начинать знакомство с шедеврами писателей прошлого и настоящего.

Особенностью античной культуры был ее антропоморфизм в видении мира. Все­ленная, окружающая природа, само представление о богах несли на себе печать восхищения человеком, его гармоничностью, его телесной красотой. Можно сказать, что античность рассматривала мир через призму человеческого измерения.

Из наиболее важных черт античной литературы можно отметить:

а) ее мифологизм (представляющий из себя не просто мифологическое наполнение сюжетов, но особое видение мира, отличающееся от современного научно-логического);

б) традиционализм, когда лучшими считались произведения, следующие опреде­ленным образцам, причем в каждом жанре были свои авторитеты (в эпосе - Гомер, в идиллии - Феокрит, в трагедии - Эсхил, Софокл, Еврипид и т.д.);

в) господство стиховой формы.

Античная литература подразделялась на жанры, которые в свою очередь дели­лись на древние (такие, как эпическая поэма, трагедия) и новые (идиллия, сатира); высокие и низкие (в зависимости от языка, которым были написаны те или иные про­изведения).

Система стихосложения в античности была силлабо-метрической, то есть осно­ванной на чередовании долгих и кратких слогов. Впрочем, позднее, особенно в латинской поэзии, долгота и краткость гласных совсем перестали ощущаться.

Из произведений античности до нас дошли лишь немногие. Главным образом это сочинения, признанные великими и классическими, изучавшиеся в тогдашних школах, тиражировавшиеся, и сокращенные переработки более обширных источников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.