Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для специализированных групп русского языка и литературы






АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ

МАШЕВСКИЙ А.Г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Г.

Курс рассчитан на семестр и состоит из 18 двухчасовых лекционно-семинарских занятий, задача которых ознакомить учащихся с основными литературными памятни­ками античности (и раннего средневековья для иностранных групп). Предназначен для студентов специализированных групп иностранного языка, а также русского языка и литера­туры.

Главная цель: развить восприятие литературы как единого сложно развивающе­гося процесса, в котором каждое изолированное художественное явление может быть понято лишь в общем контексте. Поэтому на занятиях внимание уделяется не только содержанию произведений, разъяснению их философской и мифологической подоп­леки, рассмотрению стилистических особенностей, но и сопоставлению с современ­ными художественными явлениями. Так анализ «Царя Эдипа» Софокла неизбежно приводит к разговору о свободе воли и предопределении, пересекается с проблемати­кой знаменитого романа Кафки «Процесс», еврипидовская «Медея» находит отклик в романах Достоевского, а формы бытования культуры в эллинистическую эпоху неиз­бежно наталкивают на сопоставление с современностью. Курс носит принципиально интеграционный характер в силу синтетичности самого предмета изучения: литера­тура античности - это и поэзия, и философский диалог, и драматургия, и ораторский жанр, и художественная проза, и исторические сочинения.

Карл Ясперс в замечательной книге «Духовная ситуация времени», говоря о проблемах современного общества, отмечал: «Все великие взлеты человеческого бытия происходили на Западе посредством соприкосновения с античностью. Там, где о ней забывали, наступало варварство...» Это необходимо иметь в виду, возвращая в учебные курсы наших школ и училищ элементы классического образования.

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ЛИТЕРАТУРА АНТИЧНОСТИ»

для специализированных групп русского языка и литературы

! 1. Занятие. Понятие культуры как контекстуального явления.

Лекция

Духовные ценности. Феномен античной цивилизации и его значение для

современной культуры. - 2 часа

 

! 2. Занятие. Героический эпос Гомера. Черты эпического стиля. Композиция, события и герои

Лекция-семинар

«Илиады». - 2 часа.

 

Задание: Знать содержание «Илиады»; уметь рассказать об основных действующих лицах поэмы: Агамемноне, Парисе, Елене, Приаме, Гекторе, Ахилле, Патрокле, Диомеде, Аяксе.

Литература: 1) Гомер. «Илиада», пер. Н.И. Гнедича, М., 1960; 2) Гомер «Илиада», пер. В.В. Вере­саева. М.; Л., 1949; 3) Гомер. Поэмы. М.; Л., 1953; 4) Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960; 5) Сахарный Н.А. «Илиада». Разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы. Архангельск, 1957; 6) Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 1; 7) Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961; 8) Кравчук А. Троянская война. М., 1991.

! 3. Занятие. «Одиссея» Гомера. Герои, события, композиция. Человек и пространство. Гесиод, его

поэмы. - 2 часа.

Лекция-семинар

 

Задание: Знать содержание «Одиссеи»; уметь рассказать об основных действующих лицах поэмы: Одиссее, Телемаке, Пенелопе. Особое внимание обратить на эпизод «Одиссей в пещере Полифема».

Литература: 1) Гомер. «Одиссея», пер. В.А. Жуковского. М., 1959; 2) Гомер. «Одиссея», пер. В.В. Ве­ресаева. М., 1953; 3) Гомер. Поэмы. М.; Л., 1953; 4) «Эллинские поэты». М., 1963 (поэмы Гесиода в пер. В.В. Вересаева).; 5) Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 1; 6) Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990; 7) Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960; 8) Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961; 9) Сахарный Н. Гомеровский эпос. М., 1976; 10) Шталь И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М., 1978.

! 4. Занятие. Древнегреческая лирическая поэзия: мелика (сольная и хоровая), декламационная

поэзия (ямб, элегия). Творчество Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара. - 2 часа.

Лекция-семинар

 

Задание: Прочитать стихи Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара. Подготовить сообще­ние по одному из поэтов.

Литература: 1) Поэты-лирики древней Эллады и Рима. Пер. Я. Голосовкера. М., 1963; 2) Античная лирика. М., 1968 (БВЛ); 3) Пиндар, Вакхилид. Оды, фрагменты. М., 1980 (ЛП); 4) Ярхо В.Н., Полон­ская К.П. Античная лирика. М., 1967; 5) Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 1.

! 5. Занятие. Античный театр. Возникновение трагедии. Эсхил - отец трагедии. «Орестея».

«Прометей прикованный». - 2 часа.

Лекция-семинар

 

Задание: Прочитать и знать сюжет трилогии Эсхила «Орестея» и трагедии «Прометей прикован­ный». Уметь рассказать о героях этих трагедий.

Литература: 1) Эсхил. Трагедии. М., 1989 (ЛП); 2) Античная драма. М., 1970 (БВЛ); 3) Головня В.В. История античного театра. М., 1972; 4) Федоров Н.А. Греческая трагедия. М., 1960; 5) Ярхо В.Н. Эсхил. М., 1958; 6) Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 1.

! 6. Занятие. Сущность трагедии. Трагический герой.Трагедии Софокла «Царь Эдип» и «Антигона». - 2 часа.

Лекция-семинар

Задание: Прочитать и знать сюжет трагедий «Царь Эдип» и «Антигона». Уметь рассказать о со­бытиях и героях этих драматических произведений.

Литература: 1) Софокл. Драмы. М., 1990 (ЛП); 2) Софокл. Трагедии. М., 1988; 3) Античная драма. М., 1970 (БВЛ); 4) Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 2.; 5) Головня В.В. История ан­тичного театра. М., 1972.

! 7. Занятие. Психологические трагедии Еврипида. «Медея», «Ифигения в Авлиде», «Ипполит». - 2

часа.

Лекция-семинар

 

Задание: прочитать и знать сюжеты трагедий Еврипида «Медея», «Ифигения в Авлиде», «Ипполит». Подготовить краткое сообщение об одной из них.

Литература: 1) Еврипид. Трагедии. М., Искусство. 1980; 2) Еврипид. Трагедии. М., 1969; 3) Ан­тичная драма. М., 1970 (БВЛ); 4) Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 3; 5) Головня В.В. История античного театра. М., 1972.

! 8. Занятие. Античная комедия, ее происхождение. Комедии Аристофана «Облака», «Мир» и

«Лисистрата» - 2 часа.

Лекция-семинар

 

 

Задание: прочитать и знать содержание комедий Аристофана «Облака» и «Мир».

Литература: 1) Аристофан. Избранные комедии. М., 1974; 2) Античная драма. М., 1970 (БВЛ); 3) Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957; 4) Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 2.; 5) Полонская К. Античная комедия. М., 1962.

! 9. Занятие. Греческая проза VI - IV вв. до н.э. Сократ и софисты. Философские диалоги Платона

(«Пир»). - 2 часа.

Лекция-семинар

 

Задание: прочитать и знать содержание диалога Платона «Пир». Подготовить доклад о композиции «Пира».

Литература: 1) Платон. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1990-1994. Т. 1, 2; 2) Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1975-1984. Т. 4; 3) Античные риторики. М., 1978 (в изда­нии публикуется «Риторика» Аристотеля); 4)Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993; 5) Басни Эзопа. М., 1993 (ЛП); 6) Демосфен. Речи в 3-х тт. М., 1994-...; 7) Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984; 8) Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985; 7) Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Пла­тон и Аристотель. М., 1993; 8) Асмус В.Ф. Платон. M., 1975.

! 10. Занятие. Эллинизм. Александрийская поэзия III в. до н.э. Идиллии Феокрита, гимны

Каллимаха, « Аргонавтика» Аполлония Родосского. - 2 часа.

Лекция-семинар

 

Задание: прочитать идиллии Феокрита, подготовить сообщение о мифе об аргонавтах.

Литература: 1) Александрийская поэзия. М., 1972; 2) Античная лирика. М., 1968 (БВЛ); 3) Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 3; 4) Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990; 5) Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.

NN Зачет по древнегреческой литературе (по текущим оценкам)

! 11. Занятие. Римская литература. Ее специфика, этапы развития, авторы. «Энеида» Вергилия -

воплощение римского духа в литературе. Человек и время. - 2 часа.

Лекция-семинар

 

Задание: прочитать и знать содержание «Энеиды» Вергилия.

Литература: 1) Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979; 2) Покровская З.А. Античный фи­лософский эпос. М., 1979; 3) Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия. Сб. «Античность и современность». М., 1972.

! 12. Занятие. Катулл. Римская элегическая поэзия: Тибулл, Проперций, Овидий. - 2 часа.

Лекция-семинар

Задание: прочитать стихи Катулла, элегии Тибулла, Проперция, Овидия, подготовить краткие со­общения об одном из поэтов.

Литература: 1) Катулл. Книга стихотворений. М., 1986 (ЛП); 2) Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1973; 3) Валерий Катулл, Альбий Тибулл, Секст Проперций. М., 1963; 4) Античная лирика. М., 1968 (БВЛ); 5) Пронин В. Катулл. М., 1993; 6) Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла. М., 1977.

.

! 13. Занятие. Творчество Квинта Горация Флакка. - 2 часа.

Лекция-семинар

 

 

Задание: прочитать оды Горация, подготовить краткое сообщение о его жизни и творчестве.

Литература: 1) К. Гораций Флакк. Оды, эподы, сатиры, послания. М., 1970 (пер. и вст. ст. М. Гас­парова); 2) Борухович В.Г. Квинт Гораций Флакк. Саратов, 1993.

! 14. Занятие. «Скорбные элегии» Овидия. Тема изгнанничества в творчестве Овидия. Человек и

культура. Эпиграммы Марциала, сатиры Ювенала. - 2 часа.

Лекция-семинар

 

Задание: прочитать «Скорбные элегии» Овидия, эпиграммы Марциала, сатиры Ювенала, подгото­вить сообщение о жизни и творчестве одного из поэтов.

Литература: 1) Овидий. Скорбные элегии. Письма с Понта. М., 1982. (ЛП); 2) Публий Овидий На­зон. Собрание сочинений в 2 тт. СПб., 1994; 3) Марциал. Эпиграммы. СПб., 1994; 4) Римская сати­ра. М., 1989 (в книге опубликованы пять книг сатир Ювенала); 5) Вулих Н.В. Овидий и августов­ский классицизм. Сб. «Проблемы античной культуры». Тбилиси, 1975.

! 15. Занятие. Историческая литература античности. Развитие древнегреческой исторической

прозы: Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Историческая проза - ведущий жанр древнеримской

литературы: Полибий, Саллюстий, Юлий Цезарь, Тит Ливий. - 2 часа.

Лекция-семинар

 

 

Задание: прочитать «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря. Подготовить краткое сообщение об одном из историков античности.

Литература: 1) Историки Греции. М., 1976 (в сборнике опубликованы выдержки из произведений Геродота, Фукидида и «Анабасис» Ксенофонта); 2) Геродот. История. М., 1993; 3) Фукидид. Исто­рия. Л., 1981 (ЛП); 4) Ксенофонт. Киропедия. М., 1976 (ЛП); 5) Ксенофонт. Греческая история. СПб., 1993; 6) Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 1981; 7) Полибий. Всеобщая история. (в 3 тт.) СПб., 1994 -...; 8) Тит Ливий. История Рима от основания города. (в 3 тт.) М., 1989-1994; 9) Записки Юлия Цезаря и его продолжателей. (в 2 тт.) М., 1991; 10) Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976; 11) Шифман И.Ш. Цезарь Август. Л., 1990; 12) Ковалев С.И. История Рима. Л., 1986; 13) Машкин Н.А. История Рима. М., 1957; 14) Моммзен Т. История Рима (в 5 тт.). М., 1994-1995.

! 16. Занятие. Историческая проза античности (продолжение). « Анналы» Тацита. Светоний

«Жизнь двенадцати цезарей». Историк поздней античности Аммиан Марцеллин и

его сочинения. - 2 часа.

Лекция-семинар

 

Задание: прочитать «Анналы» Тацита. Знать последовательность событий в римской истории вре­мен поздней республики - ранней империи (I в. до н.э. - I в н.э.). Прочитать «Жизнь двенадцати цеза­рей» Светония.

Литература: 1) Корнелий Тацит. Сочинения в 2 тт. Л., 1969 (ЛП); 2) Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.; Л., 1964 (ЛП); 3) Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1994 (ЛП); 4) Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб., 1994; 5) Властелина Рима (биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана). М., 1992; 6) Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991; 7) Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. М., 1981; 8) Машкин Н.А. История Рима. М., 1957; 9) Попова Т.В. Поиск канонической формы в «Биографиях 12 цезарей» Светония. В сб. Поэтика древнерим­ской литературы. М., 1989; 10) Дуров В.С. Художественная историография Древнего Рима. СПб., 1993; 11) Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи. М., 1994.

! 17. Занятие. Древнеримская проза. Ораторское искусство Цицерона. Нравственно-философские

сочинения Сенеки - 2 часа.

Лекция-семинар

 

 

Задание: прочитать «Письма к Луцилию» Сенеки. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Сенеки или Цицерона.

Литература: 1) Марк Туллий Цицерон. Речи в 2 тт. М., 1993; 2) Луций Анней Сенека. Нравствен­ные письма к Луцилию. М., 1993; 3) Марк Аврелий. Размышления. Магнитогорск, 1994; 4) Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986.

! 18. Занятие. Сатирическая проза Лукиана. Античный роман: «Метаморфозы» Апулея и «Дафнис и

Хлоя» Лонга. - 2 часа.

Лекция-семинар

 

Задание: прочитать и знать содержание «Метаморфоз» Апулея и «Дафниса и Хлои» Лонга. Прочитать и знать сатирические произведения Лукиана «Похвала Мухе», «Учитель красноречия», «О смерти Перегрина»

Литература: 1) Апулей. Метаморфозы и другие сочинения. М., 1988; 2) Лонг. Дафнис и Хлоя. М., 1964; 3) Лукиан. Избранное. М., 1987; 4) Гелиодор. Эфиопика. Минск, 1993..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.