Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды занятий по обучению чтению






В ходе формирования словесной речи у детей с нарушениями слуха в среднем дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для целенаправленного обучения их чтению как одному из видов речевой деятельности.

В методических указаниях к книгам особое внимание уделяется обеспечению понимания детьми смыслового содержания прочитанного. Для этого используются не только иллюстрации к текстам и различные вопросы и задания для анализа текстов, но и особая подготовительная работа к чтению. Эта подготовка включает в себя предварительное рассказывание взрослым с демонстрацией действий и моделирование ситуаций с проговариванием текстового материала.

Читая после такой подготовки текст, дети не просто узнают в нем знакомые ранее слова и фразы, но даже при наличии незнакомых слов видят за языковым материалом реальные ситуации и осваивают их словесное обозначение. Это делает процесс чтения вполне доступным для ребенка, а его смысловую сторону — узнаваемой.

В соответствии с решаемыми на каждом этапе задачами по обучению чтению необходимо варьировать дидактические материалы и постепенно продвигать детей в плане их читательской деятельности.

Прежде всего, необходимо закрепить то положительное, что сформировано на предыдущем этапе по подготовке детей к этому виду речевой деятельности. Дети в первоначальный период накопили определенный минимум речевого материала на уровне предметной отнесенности, научились его воспринимать слухо-зрительно и по табличкам (глобальное чтение). У них сформированы также навыки приблизительного произношения слов и коротких фраз, выбора нужной таблички, складывания из разрезной азбуки (по образцу и по памяти). Кроме того, даже отдельные, наиболее значимые слова они могут написать печатными буквами. Уровень аналитической деятельности позволяет детям самостоятельно узнавать в целых словах отдельные буквы, и их количество постепенно нарастает.

Оптимальным вариантом работы с текстом является восприятие его со страниц книги. А книга требует определенных правил обращения с ней. К этому детей подводят постепенно, проходя через некоторые промежуточные этапы. На первых порах, еще до восприятия написанного, книга может содержать картинки, в процессе рассматривания которых дети решают различного рода задания на наглядном (сенсорном) уровне. Например, даются задания найти и показать парную картинку, определить, кто из изображенных лиц улыбается (сердится, плачет, говорит, молчит), определить принцип чередования картинок (Что дальше? Кто лишний в этом ряду? Чего не хватает на рисунке?)

Далее идет целая серия рисунков по развитию правильного восприятия движений и для выполнения их по подражанию (серия «Делай так»). После этого, рассматривая на страницах книги рисунки различных бытовых предметов, дети должны показать действия, которые могут выполняться при использовании каждого предмета; затем они показывают предметы, которые могут передвигаться; группируют виды транспорта, которые передвигаются по земле, по воздуху, по воде... Уже на этом материале дети учатся правильно обращаться с книгой (открывать, листать, находить соответствующий объект, показывать рисунок, не пачкать и не загибать страницы и т. п.). Ребенок начинает понимать, что и у него, как у других людей, имеется своя книга, она дает важные для него сведения, учит думать, и с ней нужно бережно обращаться.

Параллельно с работой, направленной на воспитание отношения к книге как к своеобразному и необходимому учебному пособию, идет обучение правильному чтению написанного. Детей приходится учить читать строго по линии слева направо и полностью каждую фразу (от начала — большой буквы, до конца — до точки или вопросительного, восклицательного знаков).

Педагог приучает не только полностью воспроизводить буквенное строение каждого слова в предложении, но и предлагает в некоторых знакомых словах восполнить пропущенную букву (вписать вместо точки).

Один и тот же текст может быть представлен крупным шрифтом на общем плакате и буквами меньшего размера на индивидуальных листах. Дети сравнивают свой текст с написанным на доске или большом плакате. При этом могут допускаться значительные различия. Например, в общем тексте содержится лишнее предложение, и важно, чтобы дети это заметили сами. Этим воспитывается внимание к написанному.

Используется и такой вариант. На большом плакате весь текст представлен в словесном оформлении, а этот же текст, но с заменой отдельных слов картинками с изображением соответствующих предметов дети читают по книге «Учимся наблюдать, говорить, читать, писать» (с. 180, 181). Чтение общего для всех текста (на плакате), а затем чтение каждым ребенком своего текста дают возможность соотнесения отдельных слов с их значением. С этой же целью детям по той же книге предлагаются тексты с пропущенными словами, которые они могут подбирать по смыслу, опираясь на целый ряд предметных картинок, названия которых необходимо вспомнить и воспроизвести с учетом всего контекста (там же, 182, 183). Техника чтения, над которой ведется работа с детьми среднего дошкольного возраста, отнюдь не заключается в скорости чтения.

На данном этапе важно сформировать навык плавного чтения, соблюдения пауз, в основном в конце фразы, точного воспроизведения буквенного строения каждого слова. Недопустимым считается чтение в обратном направлении и соскальзывание с одной строки на другую. Для этого нередко детям предлагается линеечка или полоска бумаги, которые продвигаются по тексту вниз по мере завершения проговаривания каждой фразы на строке.

Общепринятыми методами при обучении чтению школьников с нарушениями слуха специалисты (М.И. Никитина, Е.А. Горбунова) считают следующие: репродуктивные (воссоздающие содержание прочитанного — ответы на вопросы, пересказ и др.); проблемные (решение мыслительных задач); творческие (дополняющие текст новыми сведениями).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.