Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА: Физическая культура в средние века






1. Дальнейшее расслоение общества и усиление сословного под хода физ.воспитанию.

2. Физическое воспитание светских феодалов.

3. Физическое воспитание крестьян и горожан.

4. Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения

 

1.

Средние века по времени совпадает с господством феодальной общественно-экономической формацией.Феодализм существовал в среднем с V века до половины XVII века, а в некоторых странах и дольше. Феодальное общество делилось на два основных класс феодалы и крепостные крестьяне. Господствующим классом были светские феодалы(рыцари) и духовенство. Классовая борьба в период средневековья обусловлена всю общественную жизнь данной эпохи и оказала влияние на развитие физ. культуры, как составной части общей культуры средневековья.

 

2.

Огромную роль в жизни средневекового общества на протяжении нескольких столетий играла католическая церковь. Христианская религия установила свое господство в области воспитания и образования.Она проповедовала аскетизм, греховность заботы о теле, называл тело " прибежищем дьявола", призывала заботиться о спасение души и подготовке к загробной жизни.

Под влиянием религии в средневековых школах и университетах было исключено физ.воспитание человека. В тоже время церковь способствовала укреплению феодального строя, всячески поощряла военно-физическую подготовку рыцарей.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЫЦАРЕЙ НОСИЛО СУГУБО ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР.

Считая достойным для себя лишь занятия военным делом, рыцари презирали физический труд, вели праздный образ жизни, были невежественны, а порой и неграмотны. Все воспитание рыцарей сводилось к овладению ими 7 рыцарских доблестей: верховой ездой, фехтование, охота, плавание, стрельба из лука, игра в шахматы, сложение стихов. С 7 до 14 лет будущий рыцарь выполнял роль пажа при доме знатного феодала. По достижении 14 лет пажи производились в оруженосцы. В 21 год оруженосцы посвящались в рыцари. К этому времени они должны были полностью овладеть рыцарскими доблестями, а также научиться рыцарскому обхождению, постичь придворный этикет.

Готовясь стать рыцарями, юноши много занимались физическими упражнениями, в себе выносливость и силу. Большое значение в физическом рыцарей имели игры и спорт. Игры подразделялись на: подвижные, спортивные и военные. Среди спортивных игр популярными считались - же де пом -французская игра прообраз тенниса, английская суль -прототип футбола, голландская - гольф. Военные игры состояли из штурма городских стен, осады замков или других искусственно сооруженных укреплений.

Из видов спорта наибольшее развитие получили фехтование, верховая езда, борьба, метания(молота, копья), прыжки в длину, стрельба из лука.

Для обучения приемам фехтования приглашались фейхтмейстеры - учителя фехтования, искусству верховой езды обучали- берейторы.

Развлечением и спортом для рыцарей была охота: соколиная, псовая, конная, пешая. Методические приемы обучения носили эмпирический характер.

В целях проверки военно-физической подготовленности рыцарей проводились рыцарские турниры, представлявшие собой своеобразную форму спортивных состязаний. Турниры подразделялись на массовые сражения (бухурды) и одиночные(жут или тьёст). Массовые проходили на больших площадках и воспроизводили картину военных действий. Одиночные представляли собой поединок двух рыцарей на копьях. Турниры производились по разным поводам: рождение сына, победа в бою, женитьба, день рождения крупного феодала и т.п.

Перед началом одиночного турнира рыцарь давал клятву, что он готов отдать " жизнь - королю, сердце - даме, а честь - себе". Наибольшего развития турниры достигали во времена крестовых походов. Больше всего таких турниров проводилось в Германии, Франции, Англии, Испании. Последние турниры проводились в конце XV века (Германия) и в начале XVI в (Франция). К этому времени рыцарство как сословие пришло в упадок. В недрах феодализма зарождались новые буржуазные отношения. Рыцарская культура и система воспитания вступила в период своего разложения. Изобретение пороха и огнестрельного оружия, появление наемного войска (ландскнехтов) привело к тому, что рыцарская система физ.воспитания стала ненужной и изжила себя.

3.

Феодальное общество являлось более прогрессивным, чем рабовладельческое. Крепостной крестьянин или ремесленник, имел свое хозяйство и свои орудия труда проявлял некоторую заинтересованность в труде, чего не было у рабов. Крепостные крестьяне и ремесленники, в отличие от рабов, имели хотя и ограниченное, но личное свободное время. Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играми народных масс. Они опасались того, что крестьяне и горожане могут использовать умение и навыки, приобретенные в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою, в борьбе за свои классовые интересы против феодальных порядков. Но вопреки всем гонениям и запретам народные массы продолжали сохранять и развивать традиционные формы игр и физических упражнений.

В целом физическое воспитание народных масс в период феодализма проходило стихийно. Однако в ряде случаев оно приобретало организованные формы

Так в кантонах Швейцарии (ХIVв) для юношей 16-18 лет проводились систематические занятие по бегу, прыжкам, борьбе, метанию копья, фехтование на палках. Их физическая подготовленность в проверялась в специально организованных состязаниях. В период восстаний и народных войн крестьяне и ремесленники широко применяли физ.упражнения в качестве одного из средств боевой подготовки своих войск. Показателем в этом отношении является борьба чешских крестьян и горожан против римско-католической церкви и феодальных повинностей в XV в. В период гуситских войн под руководством ЯНА ЖИЖКИ (1360-1424) табориты (революционное феодальное крыло гусистов) организовывали постоянные занятия физ.упражнениями. Они тренировались в стрельбе из лука, метании камней, занимались борьбой, прыжками, учились плавать, фехтовать на мечах и копьях в пешем и конном строю.

С ростом средневековых городов открывалась новая возможность для дальнейшего развития народных форм физического воспитания. Горожане в целях самообороны от феодалов организовывали фехтовальные и стрелковые " братства". Наиболее широкое распространение они получили во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии.

Кроме этого в городах практиковались игры и развлечения. На площадях Англии играли в суль - ныне футбол. На городских гуляниях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы. В период позднего средневековья (XV-XVII в.) буржуазия превращала фехтовальные и стрелковые братства в замкнутые, аристократические клубы. Физическое воспитание городской знати все больше обособлялось. Стали появляться специальные строения для занятий физическими упражнениями и играми.

Особым своеобразием отличалось в эпоху средневековья развитие физической культуры у народов Азии, Африки, Америки. Это было обусловлено особенностями социально-экономического уклада, культуры, быта и народными обычаями. Феодальные отношения в данных регионах складывались более медленно и с меньшими потрясениями, чем в Европе. Здесь более прочно сохранялись и постепенно обогащались новым содержанием древние традиции физической культуры. Так древняя практика развития физической культуры средневековой Индии расширялась за счет упражнений в борьбе, стрельбе из лука, конных игр. Наряду с национальными танцами большой популярностью стала пользоваться хатха-йога в основе которой лежали нормы движения тела, ритуальные упражнения связанные с бегом и играми.

В средневековом Китае после массового восстания крестьян " Желтые повязки" действовал, в течении нескольких столетий (III-V в.)для предотвращения подобных выступлений, указ о сдаче населением всякого оружия. В это время в среде крестьян и в монастырях стали формироваться различные формы самообороны без оружия. Начиная с VI в. быстро развивалась техника своеобразной гимнастики ушу. Ее основным содержанием были захваты голыми руками, удары кулаком и ладонью в сочетании с ударами ногами. В эпоху правления династии Мин(XIV-XVII в.в.)- ушу достигла высокого развития. В те времена она включала в себя до двух десятков упражнений без оружия, а так же большое количество упражнений с пикой и палкой. С появлением огнестрельного оружия боевое значение ушу уменьшилось, но при этом возрастал ее оздоровительная направленность. В Китае так же получило распространение конное поло, соревнования по бегу и хатха-йоге.

Развитие физической культуры в средневековой Японии связано с установлением рыцарства - самураев. Система физического воспитания самураев (бусизо)содержала разнообразные виды борьбы(сумо, элементы джиу-джицу и карате), искусство фехтования с одним или двумя мечами(кендо), владение копьем (нагината), стрельбу из лука в пешем и конном строю, всевозможные ритуальные состязания, разновидности игр в мяч.

В Америке до ее колонизации к числу наиболее развитых цивилизаций относились государства инков, майя, ацтеков(в XII-XVв.в.)-у этих народов сложились определенные системы физического воспитания, включавшие в себя системы и государственные формы. Эти системы сразу приобретают классовую направленность. В существующих школах учащиеся занимались играми и другими физическими упражнениями. Много внимания уделялось военно-физической подготовке стрельбе из лука, метанию пращи, умению пользоваться щитом и мечем, борьбе, напоминающей карате. Особенно следует отметить подготовку бегунов-курьеров у инков и ацтеков, что было обусловлено их жизненной необходимостью. Много игр и упражнений у этих народов было связано с религиозными ритуалами. Проводились также межплеменные игры, священные церемонии, атлетические состязания. Все системы физического воспитания занимали важное место в трудовой, военной и бытовой жизни коренных жителей Америки. Вторжение европейских колонизаторов, сопровождавшиеся грабежами, убийствами и насилием на многие годы затормозило дальнейшие самобытное развитие физической культуры у народов этого региона.

В Африке - так же как и в других регионах система физического воспитания определялась трудом, военным и бытовым.Воспитание осуществлялось в семьях, в домах охотников и вождей племени, общины. Большинство физических упражнений африканцы выполняли в соревновательной форме, например: стреляли из лука, метали палку в цель, лазали по столбу на результат. Вместе с плясками были развиты упражнения связанные с военными действиями. Часто в племенах у домов вождей или родовых старейшин проводились праздники, служившие своеобразной формой проверки физической и военной подготовки молодежи. Соревнования проходили: по борьбе, бегу, метанию копья и диска. В систему подготовки юношей и девушек входили ритуальные танцы, различные подвижные игры, акробатические упражнения и пляски под звуки тамтама. Ни один обряд не обходился без состязаний в силе, выносливости, ловкости, смелости, красоте танцевальных движений. Разнообразные игры и физические упражнения в форме состязаний в то время были единственным средством мирного общения, между различными племенами и общинами Африки.С проникновением в Африку колонизаторов национальная культура в целом и физически в частности пришли в упадок.

4.

Зарождение капиталистических отношений способствовало бурному развитию производства, торговли, росту городов. В это время проводились великие географические открытия, образовывались новые государство.

Все это вызвало подъем всех отраслей наук в том числе и педагогических, что повлекло за собой изменения в системах и подходе к воспитанию подрастающих феодалов и буржуа.

Эпоха Возрождения ознаменована борьбой со схоластикой в области воспитания и образования.

Нарождавшаяся буржуазия не могла довольствоваться богословской философией и церковной культурой, примериться с проповедью аскетизма и презрительному отношению к физическому развитию. Она создавала свою систему воспитания, свою идеологию, свою культуру.

По определению Энгельса “наука восстала против церкви, буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании". Развитие науки дало в руки ученых много новых научных фактов.

Леонардо да Винчи(1452-1519) - изучил пропорции тела человека, механику его движения. Он высказал научные мысли, в которых предвосхитил создание летательных аппаратов, велосипеда, акваланга.

Англичанин Уильям Гарвей(1578-1657)-открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека.

Голландец Андреас Везалий(1514-1564)-исследовал анатомическое строение человеческого тела.

Наряду с развитием естествознания крупный вклад был сделан и в педагогическую науку.

Люди которые во главу угла поставили человека, выступали за его раскрепощение, в защиту человеческого достоинства и прав - стали называться гуманистами.

Гуманисты стремились воспитывать жизнерадостных, здоровых, практически приспособленных к жизни людей.

Но выдвигаемые ими положения касались только социальной верхушки общества. Их практика распространялась только на элитарные школы, что способствовало дальнейшему усилению классового подхода в воспитании.

Гуманизм как течение зародился в Италии и получил дальнейшее распространение во всей Европе.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.