Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА: Возникновение и первоначальное развитие физической культуры при первобытнообщинном строе.






1.Теории происхождения физической культуры и спорта.

2.Физическая культура в родовом обществе.

3.Физическая культура в период разложения первобытного общества.

 

1.

Проблема происхождения игр и физических упражнений издавна интересовала ученых разных стран. Наука как составная часть общей культуры не могла не оказаться под влиянием тех общественных процессов, которые доминировали в обществе. Ее постигло деление на буржуазную и социалистическую (марксистскую).

Так в вопросах происхождения спорта и те, и другие представители высказывали достаточно обоснованное мнение.

Буржуазные авторы международных трудов по истории спорта объясняют эту сложную проблему исходя из трех гипотез:

- из теории игры в духе Шиллера;

- из теории магии, изложенной Рейнаком;

- из теории излишней энергии сформулированной Спенсером.

В конце XIX века и начале XX века некоторые ученые- Бюхер и Гросс(Германия), Спенсер(Англия), Летурно(Франция) - утверждали, что трудовые процессы возникали из игр животных, не делая при этом различия между игрой животного и игрой человека. Они говорили, что человек так же как и животное играет потому, что у него есть " избыток сил". По их мнению в жизни общества " игра старше труда", а " труд дитя игры".

Эти взгляды ученых конца прошлого века тесно переплетаются со взглядами некоторых современных философов, социологов и историков.Западногерманский историк Дим К. считает, что все физические упражнения и игры имеют культовое и “животнообразное” происхождение.

Существует и другая точка зрения, что физические упражнения возникли в процессе трудовой деятельности. Именно в процессе и в результате трудами в первую очередь охоты, человек приобрел необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, развивал в себе физическую силу, выносливостъ, ловкостъ, сообразительность.

Г.В.Плеханов в своем сочинении " Письма без адреса " убедительно показал, что в жизни общества труд гораздо старше игры, что " игра есть дитя труда", а не наоборот.

Трудовая деятельность человека составляла объективную предпосылку возникновения физического воспитания в обществе. Главную роль в этом сыграло сознание древнего человека, его духовный мир. Охота и другие жизненно важные занятия требовали внимательного сознательного к себе отношения, а также определенного уровня развития целого ряда умений и навыков.

Нередко перед тем, как отправляться на охоту, человек изображал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охотиться, и наносил по изображению удары или стрелял по нему из лука. Совершая магические действия, человек в тоже время закалял свою волю, вырабатывал четкость глаза и меткость руки, приобретал навыки, необходимые в реальной охоте.

Развитие мышления, сознания человека явилось субъективной предпосылкой возникновения физического воспитания в обществе.

Человек-существо социально-биологическое с присущей ему двигательной активностью. Двигательная деятельность человека ведет к упражнению его органов.

Благодаря найденным при раскопках предметов древней культуры мы можем проследить за развитием человека со 11. 500. 000 г. до 1н.э.. В этот период на арену истории вышел неандерталец. Его скелет, строение тела, размеры черепа и черты лица, воссозданные учеными, почти не отличались от современного человека.

Он мог изготавливать и использовать орудия из дерева, камня, кости. В общественном смысле он мог разрабатывать модели действий. В ходе этого при добывании пищи с помощью огня возросла роль охоты. Произошло начальное разделение труда между мужчинами и женщинами. Начало складываться матриархальное общество.

2.

Создание физической культуры как специфической сферы общественной деятельности, обособленной от добывания материальных благ необходимых для существования, произошло в более поздний период древней истории (80000-8000 гт.до н.э.).В этот период появилось метательное оружие с костяным наконечником и зубчатые остроги.

Главным источником существования стала охота на крупных животных. 0днако мамонты, пещерные медведи и туры оказались опасными противниками. Удачную охоту на них можно было обеспечить только с помощью заранее изготовленных и опробированных средств, организованных совместными действиями всех членов клана. В процессе этого человек научился более рационально использовать в качестве метательного оружия разнообразные предме-ты: палку, пращу, острогу, копье.0н открыл для себя способ метания, значительно увеличивающий дальность полета.

В процессе применения метательного оружия он, владея своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую энергию в зависимости от отдаленности цели.координировать собственные движения.

От инстинктивных атакующих и оборонительных движений до скоординированных акций, до приобретения опыта наиболее эффективного владения оружием он на протяжении многих тысячелетий прошел путь, исполненный многочисленных трагедий. На основе сменявших друг друга успехов и неудач, человек обнаружил, что одни действия ведут к успешным результатам, а другие к неудачам. В то же время он осознал значение возможности научиться наиболее рациональному владению оружием, атакующим и оборонительным движением и возможности заимствовать эти способы у других. Овладения жизненно необходимыми навыками движения происходило путем наблюдения и копирования, но все большее значение приобретало развитие выражавшегося в магической деятельности абстрактного мышления, членораздельной речи и изображения знаков.

С этой же целью рисовали раненных копьем или стрелой зубров. Древний человек все чаще наблюдал и применял те закономерности в движениях, с помощью которых можно было преодолеть водные препятствия, рыхлый снег, топкие, болотистые места. Запас мяса убитого животного, которое в холодное время года могло сохраняться течение длительного времени, создавая возможность для деятельности социального характера, которая не была непосредственно связана с добычей пищи или сохранения жизни. В конце концов возникли условия для того, чтобы процесс обучения и передачи опыта организационно отделяется от непосредственной работы-(воспитание и педагогика). Применявшаяся при охоте на дичь или при спасении бегством от противника бег и прыжки через препятствия в рамках магических действий начали самостоятельное развитие. Появились синтезированные формы бега на расстояние, прыжков, танцевальных и метательных упражнений.

Наступивший в конце этой эпохи скачок в развитии человечества была вызвана изобретением лука в 12000г.до н.э.

Очевидное применении лука большую роль сыграло также то обстоятельство, что сократилось число животных, на которых можно было охотиться с помощью летательного оружия, ловушки.

Стрела, выпущенная из нового механического " стрелкового оружия", давала возможность добывать много мелкой дичи, птицы и рыбы. Теперь уже не нужно было бродить по следам кочующих животных. В образе жизни племен, владевших луком наступили значительные изменения. В богатых дичью низинах и долинах рек возникали относительно постоянные поселения. В то же время на пещерных рисунках, ранее изображавших только сцены охоты, стали появляться изображения борющихся людей. В арсенал движений, которым обучалась молодежь, стала входить военная подготовка. Вероятно, в связи с возросшими в этой области задачами получили развитие формы подготовки к вступлению в зрелый возраст, а точнее ее заключительный акт - обряд посвящения.

Формировались организованные формы воспитания и начальные формы воспитательной деятельности.

Воспитание, как и труд, носило коллективный характер. Это облегчало первобытным людям ведение тяжелой борьбы с природой за свое существование, помогало преодолеть тяжелые невзгода жизни. Наряду с земледелием и скотоводством все большую роль начинает играть военная организация родовой общины. Физическое воспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания. Так дети австралийцев с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе со взрослыми на охоту и рыбную ловлю. Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метания бумеранга, игры в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. Русский этнограф Н.Н.Миклухо-Маклай, проживший долгое время среди папуасов Новой Гвинеи, описывает их игры, связанные с бегом, метаниями, стрельбой из лука, прыжками.разнообразными танцевальными движениями.

У первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов др.)были известны игры с бросанием мяча в цель, бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней).Первобытные племена Африки широко применяли воспитание детей, подростков и юношей фехтованию на палках, игры с бегом и прыжками. стрельбу из лука, упражнение в раскачивании на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостъю. Мужские игры у них имели соревновательную направленностью пляски носили атлетический характер.

У многих первобытных народов существовал существовал своеобразный обряд с педагогической направленностью – инициации (посвящения) - при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя и т.д.К инициациям молодежь готовили специально выделенные старейшины рода. Цель многих инициации состояла в том. чтобы ввести юношу в общество полноправных членов рода. Готовясь к посвящению, юноши усиленно тренировались, закалялись, выдерживали пищевые запреты, соблюдали строгую дисциплину.принимали участие в охоте.В инициациях широко использовались физические упражнения и игры(бег, прыжки, метания копья, разные виды борьбы и пр.).В родовом обществе зародились различия в воспитании девочек и мальчиков. Мальчики и юноши иг­али в охотничьи и военные игры.Девочки и девушки занимались играми, танцами и упражнениями, отражающими быт и труд женщин.

Физические упражнения и игры постепенно превращаются в важное средство воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание начало выделяться в одну из главных функций родовой общины.

3.

Физическая культура в период разложения первобытного общества.

Развитие производительных сил связанное с освоением металлов разделением труда между земледелием и скотоводством, появление частной собственности привело к разложению родового строя. Выделившиеся военные вожди и родовая аристрократия стали больше уделять внимания военно-физическому воспитанию в своей среде.

Это вызывалось тем, что войне и организации для войны придавался характер регулярных функций народной жизни. Физическое воспитание приобретало все большую военную направленность. Общественная жизнь сосредотачивалась в мужских домах, при

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.