Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний Египет






С опозданием примерно на полтысячи лет в долине Нила развернулся такой же процесс развития, как в Месопотамии.В конце IV тыс. до н.э. в местах обетания племен Южного и Северного Египта образовалось несколько сравнительно небольших центров политической власти.По преданию-примерно в 3000 г.до н.э.-мифический царь Мепес основал первую единую империю.Наиболее древний из известных рельефов на спортивную те-матику изображает победу Джосера(778- 7 3г.г.до н.э.)в куль-товом сотязанию по бегу.Бег древнеегипетского царя-бога объ-ясняется теми же мотивами, что и испытания героев греческой мифологии и современных вождей отдельных африканских племен, в ходе которых кандидаты физическими достижениями подтверждают, что они достойны быть избранными.Позднее испытания в беге при избрании царя-бога были вытеснены борьбой, лучше выражающей превосходство в силе и ловкости, приемы которой напоминают современную вольную борьбу.Наиболее ранний памятник связанный с этой борьбой, изображение серии движений, извлеченное из гробницы Аменхотепа (середина IIIтыс. до н.э.)в Саккаре.Она свидетельствует о владении фараоном технической борьбы и его боевом настрое.Требование, чтобы властями обладали всесторонней физической подготовкой, соответствовало сущности примитивного классового государства Древнего Египта, в котором фараоны будучи царями-богами обладали почти безграничной централизованной властью.В то же время на других изображениях заметны черты, характерные для физической культуры Месопотамии.А именно признаки в результате, которого в период правления V и VI династий господствующие классы уже присвоили себе военную подготовку, способствовавшие культу власти, охоту, борьбу, фехтование на палицах и ритуальные танцы.В изображении танцующих фигур отсутствуют мотивы нежностии чувственности.Фигуры женщин столь же плоски и сухопары, сколь мужские.Движения рук похожи на те, которыми пользуются при гребле, упражнения с переворотами на руках больше напоминало гимнастику, чем танец.Все это свидетельствует о том, что разграничение полов было еще не столь резким, как оно стало позднее.По мере всеобщего распространения рабовладения в социальной сфере, происходит перестройка и в системе физической культуры.Магический обряд оттеснялся на задний план, все большеезначение преобретал эстетический аспект публичного зрелища.Фараоны Среднего царства(040-1730 г.г. до н.э.)стремились создать социальный слой и одновременно новую базу власти из торговцев, ремесленников, мелких чиновников и военных.Эта по-литика вызвала значительные изменения в образе жизни людей, что в конечном счете привело к расширению базы физической культуры.В результате различных реформ образования, физическоевоспитание первоначально распространенное только в семьях родовой знати, стало практиковаться в учреждениях, готовящих чиновников и жрецов.Образовались также училища для подготовки и отборе храмовых танцовщиц для мистерий Изиды-Озириса-Гора.О большой популярности физических упражнений свидетельствует то обстоятельство, что в книгах правил приема гостей, писанных для привелегированных кругов, специальные главы посвящались указаниям о развлечении гостей акробатическими и танцевальными упражнениями.К периоду Среднего царства относятся и самые древние надписи, содержащие обстоятельные описания парных игр с мячом.Заслуживает внимание, что все источники изображают только бросающих мяч или бросающих по мячу игроков - в основном в женских одеждах, которые никогда не борются за мяч.На этом основании можно сделать вывод, что физической культуре Древнего Египта были неизвестны командные игры.С другой стороны это свидетельствует о том, что в играх с мячом, которые культивировались для эстетического воспитания и веселого время провождения женщин из господствующих слоев общества, цель действия не была связана с качественными критериями результата(в широком смысле этого слова).Аналогичная ситуация была характерна и для танцев.Как сопутствующее явление этого процесса появились и рабы, профессионально развлекающие зрителей эффектной ловкостью своих движений. Физическая культура наступившего после свержения господства чикса периода Нового и Позднего царства(156 -33 г.до н.э.)с самого начала стала обогощаться новыми чертами.На созданных при правлении Аменхотепа II(1447-14 0г.до н.э.)знаменитых изображениях сфинксов запечатлены уже соревнования гребцов и воины, бегущие за колесницами.О соревновательном характере этих действий можно судить по тому, что скульптор показал фигуры бегунов в виде беспорядочной толпы, а не фронтально, как на барельефах, изображающих воинов.В период правления наследников этого фараона появилисьпервые документы, свидетельствующие о распространении состязаний лучников и кулачных бойцов. На храмовых празднествах Рамзеса II (1 90-1 3 г.г. до н.э.)стали уже проводиться соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с представителями Нубии, Ливии и других народов, которыми в соответствии с установленными правилами руководили судьи.Все чаще увековечивались бои на лодках, отражающие борьбу за дающую жизнь воду, но затем превращавшиеся в традиционные зрелищные состязания.В ходе таких баталий отличие от позднейших лодочных турниров в Западной Европе состязающиеся, вооруженные длинными шестами, стремились не только столкнуть друг друга в воду, но также потопить судно противника.После завоевания Египта персидским царем Камбюзесом II (5 9-5 г.г. до н.э.)здесь также стало распространяться конное поло.Однако и персидское владычество не внесло кординальных перемен в сам строй, театральные каноны физической культуры египтян.О своеобразном процессе развития физической культуры свидетельствует характерные рельефы различных эпох, надгробные камни, настенные изображения в гробницах фараонов и предметы помещенные рядом с мумиями.Изображенные на надгробных памятниках в Саккаре и Бени-Гасане играющие в мяч, выполняющие групповые упражнения, делающие”мостики”, танцующие девушки, фигуры борцов, охотников, пловцов и фехтовальщиков в различных фазах выполнения приемов с точки зрения современного человека выглядит как настоящие наглядные пособия.Физическая культура Древнего Египта еще не достигла уровня гармонического духовного и физического воспитания в классическом греческом смысле, но именно здесь обращали наибольшее внимание на физическое воспитание женщин из господствующих классов.В то же время жестокая социальная иерархия и жрецы, строго хранившие традицию, делали невозможным создание стадионов, расположенных обособленно от мест совершения религиозных обрядов, а также систем периодически проводимых соревнова-ний, выпадающих из религиозного ритуала.Во время поединков, которые можно считать предшественниками международных соревнований, определяющее значение имело не сопоставление степени владения спортивной техникой, спортивных достижений.Подобные встречи организовывали прежде всего для того, чтобы показать перед посланцами других народов власть фараона, воплощенную в победе египтянина, которая была заранее предрешена, продемонстрировать устрашающее превосходство воинов фараона.В отличие от других областей жизни состязание на палицах, борьба и лодочные сражения не носили кастового характера, но в то же время представители привилигированных сословий получали преимущество в соответствии со своим социальным положением.Так при состязании на палицах они получали более длинную палку, в лодочных баталиях более острые шесты. А при борьбе имели право применять больше приемов, и очевидно имели возможность освоить больше приемов нежели их менее знатные партнеры. Египтяне жестоко отделяли себя от обычаев других народов.Этим можно объяснить тот факт, что среди памятников физической культуры Древнего Египта почти не встречается следов соревнований на боевых колесницах, игры в пешее и конное поло, получивших распространение почти у всех народов Древнего мира.Они относились к этому отрицательно.И к оценке состязаний у них был свой своеобразный подход и это сказалось и освещено в записях связанных с приемом олимпийских послов из Греции.Элементы греческой культуры появились в культуре Древнего Египта с завоеванием его Александром Македонским, затем сменился христианской церковью, а затем арабским владычеством укрепившемся с 641 года.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ.

В Древней Индии ярко выраженных черт рабовладельческого строя не обнаружены, следовательно и для физической культуры существовали свои особенности.Патриархальные формы рабовладения наибольшую роль играли в культуре Гарппе, сложившийся в долине реки Инд(000-1 00 г.до н.э.)Как свидетельствуют характерные памятники этой малоизвестной эпохи написанные на санскрите сборник трактатов Аюр-Веда-Гараки, коренное население Древней Индии распологало наиболее ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танце и самообороне без оружия.В то же время советы по снятию более в различных частях тела с помощью памятников и растираний свидетельствуют о развитом искусстве массажа.В древнеиндийских описаниях впервые встречаются упоминания и о таких формах поединка и единоборства, стиль, которых характеризуется нанесения удара рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов.А подмеченные во время медитации и экстаза шаманских танцев органические и психические изменения в организме, вызываемые путем дыхания, легли в основу создания системы йоги.Установить точно происхождение йоги пока не удается.В то же время является фактом, что в ходе раскопок в Пенджабе, была найдена пластина(IIIтыс.до н.э.)на которой изображен человек, сидящий в позе”лотоса”.О высокой культуре конных состязаний в Древней Индии можно судить по известной уже нам ”Книге тренинга”.Она дошла до нас в хетском переводе, но употребляется там санскритская терминология.Пришедшие с севера кочевые племена индо-арийцев(1000-600г.до н.э.)окончательно закабалили коренных жителей Индии.Формирование нового господствующего класса и покорен-ных, занимавшихся поливным земледелием и живших в условии замкнутых сельских общин происходило так же как в Спарте.При данных условиях социальные различия, а также господство высших арийских слоев - в VIII-VII веках закрепились в специфических кастовых формах.Арийцы образовали привелигированные касты брахманов (священослужителей)и кшатриев (военное дворянство), а также вайшии (занимавшихся почетными ремеслами, торговлей, разведением крупного рогатого скота).Массы сельских землевладельцев не арийского происхождения образовали касту шудров. Потомки самых обездоленных рабов и лишенные вся-еских прав слои получили название парии (неприкасаемые)”грязные”.Наряду с кастовыми различием большую роль в формировании особенностей физической культуры Древней Индии сыграло также то обстоятельство, что относительно более развитые формы классового переплетались здесь с первобытно-родовыми отношениями в большей мере, нежели у египтян и народов Месопотамии.Вместе с этими отношениями, унаследованными от периода, предшествовавшего классовому расслоению, сохранились характерные магические обряды, ритуалы и мифологические представления.Среди прочего- азличные учения тантризма и практика йоги. Все это в совокупности приводило к тому, что хотя ни одна социальная группа не отлучалась от приобщения к физической культуре, тем не менее в нормы сознания и предрассудки, с вязанные с кастовой принадлежностью, заведомо внедрились представления о том, кто чем и в какой мере может заниматься. Так, для неарийских каст считались “неприкосновенными, ”верховая езда, все упражнения с оружием, обеспечивающие боевую подговку, а также йога.В тоже время кшатрии почитали совершенно неприемлемыми для себя заниматься распространенными среди шудров танцевальными упражнениями чучелами, кубиками или обручами и другими видами состязаний. О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать и из Вед и таких древнеиндийских эпосов, как Махабхарате и Рамаяна. Военная аристократия завоевателей их вооруженная челядь получали физическую подготовку высокого уровня.Согласно законам Ману, записаным в 1 веке до н.э они были способны успешно сражаться даже с превосходящим по силам противником на равнинах - на боевых колесницах и верхом, на участках местности, залитых водой, - на слонах и лодках, на лесистой и поросшей кустарником местности - с мечом и щитом.Они считали, что поединки с оружием и голыми руками решают судьбу сражения Состязания в силе и ловкости, помимо военной подготовки в узком смысле, имели так же большое значение для праздничных мероприятий древнеиндийских городов. В это время крупные поселения приобретали значения административных центров отдельных государств, а так же опорных пунктов кшатриев. Их расцвет или упадок был прежде всего связан с военными успехами и неудачи местной каста военных. В этих условиях атлетические соревнования, соревнования по самообороне с оружием и без оружия, скачки и соревнования на колесницах, конкурсы в танцах, устраивавшиеся по случаю вступления на трон нового властелина, традиционные религиозные празнества и возвращение из победоносных походов, играли важное место в объединении всей общины. В Индии того времени была уже известна ”игра в мяч с битой” и игра, которую по праву считают прародительницей шахмат, называлась она чатуранг (боевой порядок). Это название происходит не от числа игроков, а от главных видов оружия в индииской армии того времени: пехоты, кавалерии, боевых колесниц, боевых слонов. Ходы шахматных фигур: раджи (короля), боевых колесницах(ладья), ковалериста (коня), пехотинца (пешки) остались по существу неизменимы. Физическая культура остальных господствующих каст была приспособлена прежде всего к составлявшим систему канонов эмоционально насыщенным танцевальным движениям и упражнениям с целью укрепления здоровья.Обучение высшему уровню индийского танцевального стиля, художественному языку его форм осуществлялось в закрытых учебных заведениях, готовящих танцовщиц для храмов. Тайные символические движения кистями рук, руками и выразительные движения классического танца хинди определялись нормами установленными Ведами. Материал упражнений с целью укрепления здоровья (йога), основывающийся на традициях рациональной магии, был развит в такую мистифицированную систему движений, что высшие ее ступени были доступны только для просвещенных.Философская система йоги исходит из того, что человеческий организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой обеспечивается праной. (дыханием, жизненной силой). Внутри человеческого тела находится семь.расположенным один над другим центров праны (чакры).В нижнем из них - в одном из первых узлов поясничного отдела позвоночника - свернувшись дремлет источник жизненной силы, так называемая “змея кундалини”, которая под влиянием упорно выполняемых упражнений, просыпается и ползя вверх от чакры к чакре, дос-игает макушки. В этот момент йог достигает стадии самадхи.Самадхи - это физическое и психическое состояние своеобразного равновесия и покоя, далекого от земных забот. Оно означает ощущение полного земного счастья. Речь идет о полном равновесии чувств и управлении ими. Отсюда остается лишь одна ступень, на которой кундалини покидает последнюю чакру, в результате чего йог - через покинувшее его тело второе “я” - приобретает сверхъестественную оккультную силу и начинает свое слияние с божеством, образующим мироздание.Усвоить практику йоги можно было у учителя (гуру).Первое правило йоги, ”йога - сутру”(буквально - “генеральная линия йоги”), легенда связывает с именем мудреца Патанджали. создание сутру от-осят к первой половине I тыс.до н.э. Правила, нормы гигиены и укрепления здоровья, установленные йогой, жизневосприятие, имели обязательную силу для всех членов арийских каст. В частности врачам, военным, архитекторам и деятелям искусства предписывалось непосредственно перед началом работы и принятием решений выполнять упражнения на концентрацию внимания. В медицинских университетах упражнение по системе йоги относилось бальнеологической и массажной терапии.Буддистская религиозная реформа (V в до н.э.) - проведенная в результате неудовлетворенности брахманизмом - сделала отдельные элементы йоги доступными и для неаританских каст.Умерщвление плоти стало расцениваться как религиозный под-виг.Под влиянием этого в индийской физической культуре возникла новая реформация - система аскетической практики.Условия “примерной монашеской жизни “ были чрезвычайно суровы: сон на голой земле, выстаивание в течении целого дня на кончиках пальцев ног, бесконечные поклоны, хождение под проливным дождем, прыжки через огонь, кручение на одном месте, вызывающее состояние экстаза.Эта система “физических упражнений “, приправленная “психологическими” испытаниями, в ходе веков все более замыкалась в себе и противостояла первоначальной системе физической культуры. Из упражнений индийского аскетизма развились и мистификации факиров.В конечном счете индийский мир культов, за исключением узкого круга различных упражнений военно-прикладного характера и не поддающихся оформлению детских игр, держал под своим ярмом все сферы физической культуры народа.

Древний Китай.

В китайских хрониках, относящихся к периоду VIII-VIв.в.д.н.э., сообщается, что первые ростки физической культуры появились в III тыс.д.н.э., в долинах Хуанхэ и Янцзы.В этих хрониках часто описываются различные обряды и обычаи и связанные с ними праздники.А так же в них упоминается книга под названием ”Кунфу”, в которой в первые были систематезированы квалифицированные описания распространенных среди народа различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцах, исцеляющих от болезней, бесплодия, а также боевых танцев. Как свидетельствуют записи в хрониках уже в тот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях.Роль боевых танцев в физической подготовке можно наблюдать у всех народов, имевших легкое вооружение, а так же там, где конница не играет доминирующей роли в ведение военных действий.Сложились формы движения типа пантомимы, которые, помимо развития ловкости и стойкости воинов, служили так же изображению героических подвигов.Кроме черт, свойственных физической культуре в период рабовладельческого строя.Существовали черты характерные только для Китая.Они были связаны с социально-политическим развития этой страны.Такой особенностю являлась классовая структура Древнего Ки-тая, сохранявшая позитивные первобытнообшинные черты, которыя, кроме привелегий, получавемых по наследству, давая возможность достичь в определенных рамках успеха благодаря физическим и умственным способностям.Для того чтобы попасть в сословие мандаринов (чиновников), в чьих руках находились армия и просвещение, нужно было сдать экзамены, где проверялись способности. Специальные значения для регулирования рек: относительно быстрое техническое развитие, рано созданные многонаселенные города: завоеватели достигшие степени военной демократии, и не в последнюю очередь постоянно возникавшие народные движения, - все это сделало невозможным устойчивое разделение правещей аристократии на касты.Большое влияние на общественную роль физической культуры ока-зали естественно-философские воззрения и медицинские знания, полученные на основе эксперементов. С помощью методов лечения с использованием движений была получена возможность оказывать сильно воздействие на функционирование человеческого организма, которое было наибольшим по сравнению с самыми развитыми центрами древнего мира.В то же время сословия чиновников, занимавших монопольное положение в области просвящения и в государсвенном аппарате, не были заинтересованы выдвигать на первый план физические, спортивные движения в кругах военных. В связи с этим достижения европейцев в области физической культуры были гораздо значительнее, чем достижения китайцев, хотя физически они более выносливы и крепки.Тем не менее во время господства первой династии - Шан(что подтверждается историческими источниками) были систематезированы лечебно-терапевтические движения и военная подготовка. В этот период основу военной подготовки составили состязания на колесницах, стрельба из лука, охота, метание копья, рукопашная схватка без оружия.Судя по различным письменным памятникам и результатам раскопок, можно сделать вывод, что древняя китайская физическая культура достигла расцвета во время господства династии Чжоу(11-3 в.до н.э.). Относительно самостоятельные центры поселения феодальных правителей объединенной империи создавали благоприятные для развития условия, аналогичные тем, что были в античных греческих полисах. Два из места предметов высшей ступени школы-состязания на колесницах и стельба из лука - носили ярко выраженный характер физического воспитания.Начиная с 5 в. до н.э. ученика даоистских школ, сидя по-турецки, усваивали пассивные “внутренние развиваючще” движения (нэй кунг), а так же применявшиеся при лечении с помощью дыхательных упражнений активные двигательные “внешние” упражнения(таоузинь), стремясь тем самым освободиться от физической слабости и недугов и подняться до уровня “избранных” мира.Что касаеться массажа, пречислявшегося к внешним упражнениям, был сделан вывод, что растирание и массаж отдельных частей поверхности тела являются не только местным обезболиванием, но и влияют на работу внутренних органов.Даоистские принципы превентивных методов лечения, развивавшихся в результате тысячилетней практики, а так же гимнастики, основывались на философских рассужденийях Лао-цзы (6-5 в. до н.э.)изложенных в его книге “Даодэ цзинь”.Подобно теории нравы известной из истории физической культуры Индии, Лао-цзы считая, что равновесие во вселенной поддерживаеся своеобразной энергией -“чи”. ”Чи” в то же время распадается на две противоречивые силы -“цзинь” и “цзянь”. Здоровую жизнедеятельность человека обеспечивает гармония “цзинь” и “цзянь”. Действие этих двух противоположных сил может регулироваться различными дыхательными, тонизирующими и успокаивающими физическими упражнениями и раздражением определенных участков поверхности тела.С их помощью можно содействовать тому, чтобы уже в ранней молодости человек вступил на путь совершенства и добродетели (дао-дэ). Даоистское понимание физического воспитания толковали по своему материалисты и идеалисты. В соответствии с этим в рамках их школ были разработаны упражнения.Среди народа за исключением рабов получил распространение предшественник современного футбола- ” чжу кэ”. Эта игра использовалась как дополнительные движения, служащие развитию скорости, лов-кости и находчивости в подготовке пеших воинов.В центре игровой площадки определенного размера вкапывались на против друг друга на расстоянии 4 метров 3 бамбуковых палки(4метра в высоту)между которыми натягивали сетку.В верхней части сетки вырезали отверстие диаметром 60 см. Это были”ворота”.Мяч передавали друг другу с двух сторон сетки, для чего били по нему руками, ногами, головой, спиной, грудью, лишь нельзя было допускать касаться мяча открытой ладонью.Игроков, по-лучавших очки премировали вином, цветами, подарками.Затем на площадку выходили другие команды и так до тех пор пока не сыграют все команды.Восточные толкования игры не знало понятия абсолютного победителя, поэтому потерпевшие не выходили из игры.Однако правила игры были строгими.Различали почти 10 нарушений правил при использовании 70 различных видов ударов по мячу.На основе таких же принципов проводились соревнования по борьбе, кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, соревнования на воде.В Древнем Китае сложилась своя система идеалов в области физической культуры, которая нашла выражение в принципе”сань мэй”.В этом принципе как и в различных жанрах искусства нашли отражения требования принесения пользы для общества, овладение способствующей моральному воспитанию волей и развитым вкусом.В соответствии принципом”цзинь и цзянь””сань”выражал внутреннее, а “мэй” - внешнее совершенство.Особый упор делался на воспитание воли и характера.Если участники игры или борец грубили, судьи и зрители клеймили его как”сяо цзянь”, что означало высокую степень общественного презрения.Во время кулачного боя носившего характр борьбы теней, высоко ценилось не само попадание в противника(цзянь), а ловкое увертывание от ударов, чтобы вызвать у противника внутреннее сметение(цзинь).Свою особенность имело женское воспитание.Они были лишены возможности заниматься физическими упражнениями.А женщины из аристократических семей, уродовали себе ноги и поэтому не могли заниматься физическими упражнениями.В период бюрократического, диктаторского правления Цинь и Хань(III до н.э.-III н.э.) начался переход к феодализму.Под влиянием серии поражений от кочевников-гуннов, располагавших мнгочисленными конными отрядами.Великий Желтый император Цинь и его преемники провели коренную военную реформу с помощью различных выплат они создали новый дворянский слой, обязанный служить коннице.В военных школах прекратили езду на колесницах.Были введены верховая езда, стрельба из лука со скачущего коня, применение незаменимых в ближнем бою поясов и арканов.Началась борьба конфуцианства, которое проповедывало развитие духовного мира человека взамен физического развития и буддизма, который ставил на первое место физическое развитие.Продолжают развиваться все виды массажа.

2.

Физическая культура в Древней Греции.

Древнегреческая физическая культура стада складываться в условиях распада родового строя и образования классового общества в крито-микенский (3-2тъю.до н.э.) и гомеровский(12-9в.до н.э.) периоды. Однако своего наивысшего развития физическая культура достигла в 8-6 вв до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины, в которых возникли два различных подхода к решению задач физического воспитания.

Ф.Энгельс в работе " Армия" пишет:

" Если общее физическое воспитание афинян развивало ловкость наравне с физической силой, то спартанцы свое внимание преимущественно на развитие силы, стойкости и выносливости воинов".

Лаконика с главным городом Спартой образовалась в 9 в д.н.3. Спарта имела натуральное хозяйство, внешней торговли почти не вела. Около десяти тысяч семей рабовладельцев (спартиа-тов) владели 250 тыс. рабов(илотов). Спартиаты как господствую­щий класс, опасаясь восстания рабов и ведя многочисленные войны, создали суровую систему воспитания.

До 7 лет дети воспитывались в семье. Уже в этом возрасте детей приучали не бояться темноты, не плакать, не быть разбор­чивым в еде, хорошо закаляли. С 7 до 18 лет молодые спартиаты находились в государственных воспитательных учреждениях в которых занимались в основном физическими упражнениями. Их закаляли приучали переносить холод, голод, жажду и выносить боль. В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании копья и диска, беге и борьбе, прыжках, а также военные игры, охота на диких зверей. На умственное воспитание обращалось мало внимания. Много времени отводилось пению хоровых песен, музыке, танцам.

Руководители (педаномы) юных спартиатов, назначаемые государством, особое внимание уделяли воспитанию мужества и находчивости, боевого воинственного характера, презрение к рабам. В этих целях организовывались ночные облавы на рабов, называемые криптиями, во время которых спартиаты убивали илотов, показавшихся им подозрительными.

Юноши 18-20 лет зачислялись в отряды эфебов, где продолжали физическую и военную подготовку. Затем их определяли в разряд воинов и они были обязаны нести военную службу до ста­рости.

В Спарте большое внимание уделялось воспитанию девушек. По сообщению древних писателей Ксепофоита, Плутарха, Павсания - девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, метать диск, копье, чтобы их будущие дети рождались и росли здоровыми. Им запрещалось вести изнеженный образ жизни. Нередко вооруженные спартанские женщины несли охрану и держали ра­бов в повиновении. В результате спартанской государственной системы, спартиаты создали одну из сильнейших армий Греции, которая долгое время была непобедимой. Атлеты Спарты участво­вали во многих Олимпийских, Пифийских играх и часто выходили победителями.

По иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике с центром в Афинах. В 5-6 вв. до н.э. Афины представляли собой типичную рабовладельческую республику с резко выраженным классовым расслоением общества. Бурное развитее ремесел и торговли, культуры и науки сделали Афины центром всей греческой жизни.

Каждый рабовладелец имел право и возможность активно заниматься общественной деятельностью. Воспитательная и образовательная система в этом обществе распространялась на полноправных состоятельных афинских граждан. Эта система не ограничивалась только военной физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давала разностороннее воспитание.

Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К этому они стремились, но такое воспитание было доступно только горожанам занимающим господствующее положение в обществе.

И Афинах дети до 7лет воспитывались в семье под наблюде­нием раба или рабыни. Много внимания в этом возрасте уделялось играм. Затем мальчиков отправляли в школу, а девочек продолжали воспитывать дома. Афинская женщина не принимала участие в общественной жизни. На нее не распространялось физическое воспитание.

С7до 16дет юноши посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусических и гимнастических школах.

Гимнастическую школу называли палестрой(от слова “пале” - борьба), подростки начинали посещать с 12-14лет. Начиная с 14лет занятия в мусической школе отступали на второй план и на первое место выдвигалась гимнастическая школа.

Греческая гимнастика -как система упражнений состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр.

В палестрику входили основные виды упражнений: бег, прыжки, метание копья и диска, борьба. Все вместе это называлось пентатлон (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрель­ба из лука и другие физические упражнения. Орхестрика состояла в основном из танцевальных упражнений, выполняемых под музыку.

Игры составляли раздел гимнастики, куда относились упражнения с палкой, колесом, клюшкой, шаром, мячом и другие.

В возрасте 1блет юноши наиболее обеспеченных родителей после окончания занятий в мусической и гимнастической школах поступали в гимнасий. В Афинах насчитывалось три гимнасия, содержащихся за государственный счет: Академия, Лицей, Киносарг.

В гимнасии наряду с занятиями физическими упражнениями молодые рабовладельцы изучали политику, философию, литературу. С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию. В отрядах эфебов они в течение двух лет несли военную службу.

На первом году эфебы занимались гимнастикой и изучали военное дело. На втором году они, вооружившись копьем и щитом охраняли границы страны.

В древней Греции происходило зарождение педагогической теории физического воспитания. В литературе древних философов и ученых - Платона, Аристотеля и других - высказано немало суждений и ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образовани.Платон (427-347)до н.э.представитель афинской аристократии, философ - идеалист- обосновывал теорию гармонического развития духовных и физических качеств рабовладельцев.Платон был сторонником спартанской системы воспитания молодежи со значительным расширени­ем в ее рамках умственного образования.Он создал свою систему и изложил ее в труде 'Тосударство".0н говорил: " Хорошая гимнастика тоже будет простой и прежде всего гимнастикой военной." По его системе дети дошкольного возраста занимаются играми на площадке, с 12-16 лет посещают школу гимнастики палестру последующие два года проходят военно гимнастическую подготовку в эфебии. Система Платона преследовала цель всестороннего воспитания социальных групп философов и воинов с презрением относящихся к физическому труду.Их должны обслуживать ремесленники и землепашцы.

Дети рабов в мусические и гимнастические школы, не допускались. Вместе с тем Платон высказал цепные мысли о дошкольном воспитании, о последовательности государственной системы воспитания.Он считал, что умственное и физическое воспитание дает положительный эффект тогда.когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гимнастического характера.

АРИСТОТЕЛЬ(384-322 до н.э.)-крупнейший ученый и философ, воспитатель Александра Македонского, ученик Платона.Именно он выдвинул идею о развитии всего сущего.По Аристотелю тело и душа человека существует неразрывно. Трем позам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.Физическое воспита­ние предшествует умственновяу.В трактате " Политека" Аристотель указывал.что " мальчиков должно прежде всего отдавать в руки учителей гимнастики и педотрибов: первые приведут в надлежащи-е состояние их организмы, а вторые будут направлять соот­ветствующим образом их занятия гимнастикой".Аристотель в от­личие от Платона отрицал спартанскую систему воспитания.за ее суровость и тяжелые упражнения.Он был против того, чтобы занятиям гимнастикой придавали " атлетический" характер, что мешает естественному развитию детей.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.

В Древней Грецииразличали два метода применения физических упражнений, гимнастику, или общее физическое воспитание и агонистику - специальную подготовку и участие в состязаниях.

Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания и мусические соревнования (в области музыки, танцев, поэзии).

Из гимнастических агонов (агон - состязание, турнир, праздник) большой популярностью пользовались Немейские игры(в Агромиде), Истмийские игры(на Коринфском перешейке), Пифийские игры(в Дельфах), Панафи-нейские игры(в Афинах).

Одаако из всех игр проводимых в Древней Греции, наибольшее значение имели Олимпийские игры.

Проблемы возникновения и развития древнегреческих Олимпийских игр издавна интересовали ученых разных стран.

Одной из главных причин возникновения общественных Игр явилась потребность в подготовленных воинах, демонстрации превосходства военной и аристократической знати в области воен­но-физической подготовки.Эта потребность вызывалась тем, что в древнегреческом обществе отдельные племена.а затем и города-полисы вели беспрерывные войны за обладание лучшими землями, а также ради военной добычи.С развитием рабовладельческих отноше­ний происходили перемены и в культурной жизни Греции.Устанавливались более тесные связи между племенами, а позднее и городами.

Постепенно возникали легенды о 3евсе, Геракле, Гермесе и других божествах, обретавших по преданию на вершине Олимпа.Но общественные игры появились задолго до того как стали складываться легенды о языческих богах.

В течение многих лет древние агоны проводились там, где впоследствии стали проводится состязания, названные Олимпийскими.

Первые Олимпийские игры отмечены 776 г.ло н.э. Эта дата взята за основу потому, что к этому времени относится имя первого олимпийского чемпиона. Правда существует мнение что в 776г.про-водились уже 28 Олимпийские игры.

Местом проведения Олимпийских игр была Олимпия расположенная в северо-западной части Пелопонессого полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии кроме храмов имелись гимнасий, палестра, стадион, иподром.

Олимпийские игрыпроходили один раз в 4 года.Периоды между Олимпийскими играми назывались 0лимпиадами, по ним греки некоторое время вели летоисчисление.

_Программа Олимпийских игр состояла из бега на один стадий (192м.27см.), пентатлона, бега с оружием(меч, щит), панкратиона, кулачного боя,, состязания в верховой езде.

С 37ой Олимпиады в состязаниях стали принимать участие дети(632г.до н.э.)

В период с VII-IlB-до н.э-в состязаниях могли принимать участие только свободнорожденные греки.Рабы и люди негреческого происхождения к играм не допускались. Женщины так же не имели допуска к Олимпийским играм.

Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем в течение месяца в Олимпии.Это могли позволить себе только состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством времени.

Олимпийские игры проводились торжественно.Руководили играми судьи-распорядители(элланодики).В ранний период игры проходили в один день, в период расцвета - 5 дней.

Перед началом Игр все участники давали клятву, что они честно готовились и будут достойно состязаться, а также не приносили жертвы богам. Победители Игр (олимпионики) пользовались большой славой и уважением.В их честь слагались хвалебные оды, пелись гимны, ставились памятники.На Олимпийские игры собирались до 45-50 тысяч зрителей, среди которых были знаменитые философы, историки, поэты.Игры посещали Платон, Пифагор, Аристотель.

В дни проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, культурной и политической жизни Греции. В это время здесь шла торговля, заключались сделки, гости знакомились с разнообразными обычаями и религиозными обрядами, слушали философов, поэтов, историков, певцов.

В общественно-политической и культурной жизни Греции периода расвета, 0лимпийские праздники играли очень большую роль.Они способствовали объединению полисов. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие(экахирия), прекращались всякие распри между полисами, икто не имел право вступать на землю Олимпии с оружием в руках.

Физическая культура в период упадка рабовладельческой Греции.

Начиная с 1Ув.до н.э. рабовладельческие отношения в Греции стали клониться к упадку.Постепенно приходила в упадок культура, вместе с ней и физическая.

Физическое воспитание уступает место умственному.Изменился характер воспитания в гимнасиях и эфебии..Это было вызванно тем, что Греция, потеряв свою независимость в результате завоевания Македонией, а потом Римом, не нуждалась более в самостоятельной армии.

Отпала необходимость в той совершенной тренировке, какую давали старые палестры, гимнасии, эфебии.Хотя занятия гимнастикой продолжались, объем их стал значительно меньше.

Изменился и порядок проведения Олимпийских игр.К играм стали допускаться атлеты не греческого происхождения.

В играх стали выступать профессионалы их награждали не венками, а материальными ценностями.Римляне пытались перенести место проведения игр в Рим.

В 394г. по приказу императора Феодосия I игры как языческий обряд были запрещены.

3.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ.

В ранний период римской истории (VIII-VI в.б.до н.э.)родовая община в условиях которой жили многочисленные племена, постепенно разлагалась и возникали патриархально-рабовладельческие отношения. Во главе рода еще стояли вожди, но уже выделялась патрициальная знать и имущие плебеи. Воспитание детей и юношей в это время осуществлялось в семье. Девочки оставались под наблюдением, а мальчики и юноши под руководством отца изучали полевые работы, занимались физическими упражнениями и играми, приобретали навыки владения оружием. Римское воспитание имело практическую направленность. Родовая аристократия участвовала в состязаниях по верховой езде, на колесницах, по метанию дротика. Особой популярностью пользовались троянские игры всадников, скакавших по запутанным ходам лабиринтов. В этих играх обычно участвовали воины из патрициев, составлявших конные отряды. В республиканском Риме продолжалось классовое расслоение. В связи с ростом рабовладения и частыми войнами система воспитания строилась в соответствии с задачами укрепления римской армии. Однако своеобразие экономического и политического развития, особенности военной организации обусловили формирование методов и форм физического воспитания, отличавшихся от греческих. В Риме существовали: элементарная, грамматическая, и риторическая школы. Физическое воспитание знатные римляне осуществляли дома.

Типичным представителем римского просвещения выступает Катон-Старший, создавший систему домашнего воспитания. Катон сам учил своего сына читать и писать, объяснял ему законы жизни, обучал гимнастике. Он воспитывал у сына умение владеть оружием, метать копье и дротик, ездить верхом, биться на кулаках, приучал переносить холод и голод, обучал плаванию и преодолению преград.

К 17 годам его сын был вполне готов к службе в армии. В римской армии молодые люда проходали суровую школу военно-физического воспитания. Ф.Энгельс в работе " Армия" отмечал, что римляне создали "... еще более целенаправленную, чем спар­танская систему обучения каждого отдельного воина... Обучение воина было очень суровым и было рассчитано на развитие в нем всеми возможными способами физической силы. Помимо регулярного обучения обращения с оружием и различным движениям широко прак­тиковались бег, прыжки с шестом, скалолазание, борьба, плавание - сначала без одежды, потом во всем снаряжении. И не только но­вобранцы, но и ветераны-легионеры должны были проделывать все эти упражнения, чтобы сохранять физическую бодрость и ловкость и быть привычными к утомительным занятиям и лишениям..." Такая система существовала до тех пор, пока не была создана профессиональная Римская армия. Когда в армии появились наемники эта система потеряла свое значение. Однако богатая римская молодежь продолжала заниматься физическими упражнениями и играми.Для военных гимнастических упражнений отводилось место на Марсовом поле в Риме. Но эти занятия никогда не носили характера состязаний.

С проникновением греческой культуры в Рим делались попытки перенести на римскую землю греческие гимнастические агоны. Так римский консул Сулла приказал перенести 175-е Олимпийские игры из Греции в Рим. Успеха эта затея не имела. Римлянам греческие агоны были чужды по духу, традициям и формам.

В конце I века до н.э. в Риме установилась военно-рабовладельческая диктатура, для которой было характерно наиболее резкое разделение римского общества. Появились люди, основным за­нятием которых стали развлечения. Широкое распространение получили всевозможные зрелища и состязания в цирках и амфитеатрах. Особой популярностью пользовались езда на колесницах, борьба, кул. бой, фехтование.

Для зрелищ сооружались огромные арены. Так в I в. до н.э. был построен амфитеатр Колизей, вмещавший 50 тыс. зрителей. Особенно много проводилось состязаний в период борьбы Цезаря за власть. И это делал не только Цезарь. Император Нерон - организовал праздник Неронеи с состязанием атлетов и соревнованием на ко десницах. В 86 г.Домициан учредил Капитолийские игры, в которых выступали атлеты, музыканты, декламаторы, певцы

Громадный размах получили гладиаторские бои, превратившиеся в кровавые игры. Наряду с боями в амфитеатрах, проводились морские гладиаторские бои и бои со зверями. Известно что в намвахии, устроенной императором Августом, участвовало 19 тыс. человек. Гладиаторами были в основном военнопленные, превращенные в рабов. Для подготовки гладиаторов были созданы специальные школы. Одана из них находилась в Капуе, где обучался Спартак.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.