Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всеобщая история физической культуры.






ВВЕДЕНИЕ.

Курс «Истории физической культуры» предназначен для учащихся Санкт-Петербургского Училища олимпийского резерва №1. Его изучение составляет важную часть специальной подготовки педагога по физической культуре и спорту, основанной на знаниях, полученных в среднем учебном заведении. Данная дисциплина помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, вооружает их специальными историческими знаниями и подготавливает их к практической деятельности. Курс охватывает следующие вопросы: физическая культура в истории цивилизации, особенности ее развития в России и зарубежных странах, формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта, история международного спортивного движения, спорта в России.

ТЕМА: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

1. " Ода спорту" Пьер де Кубертен.

2. Содержание предмета истории физической культуры.

3. Особенности развития.

4. Источники и методы исследования физ. культуры.

1.

О спорт! Ты наслажденье, в тебе красота.

Ты вечный прогресс и сама справедливость.

О спорт! Несешь ты миру – мир!

О спорт! Ты вечный прогресс!

Чтобы тебе служить,

Должны достичь мы совершенства,

Бодрости тела, бодрости духа.

О спорт! Несешь ты миру – мир!

Ты миру весну несешь.

Добрую дружбу несешь ты, спорт,

Для всех народов.

Пять колец, пять колец

Молодых объединяют,

Внушая им высокий закон –

Закон чести, и добра, и уважения.

О спорт! К тебе идем.

Ты наслажденье приносишь в жизни к нам.

О спорт, ты жизни источник.

и ты нас всегда зовешь – вперед, вперед, вперед!

Это слова из “Оды спорту” написаны бароном Пьером де Кубертеном, основателем современного олимпийского движения. Олимпийские игры – та арена, где человек доказывает, что нет предела человеческим возможностям, нет предела совершенству. На каждых играх реально воплощается олимпийский девиз “Быстрее! Выше! Сильнее! ”. Воздать должное древним олимпийским традициям помогли раскопки древних олимпийских объектов, а так же молодая в то время наука – История физической культуры и спорта.

2.

История физ. культуры представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физ. культуре. Предмет ее изучения - общие закономерности возникновения, становления и развития физ. культуры и спорта на разных этапах существования человеческого общества.

Прежде чем рассматривать историю развитая физ. культуры, надо дать определение самому явлению физическая культура.

Физ. культуру нельзя рассматривать отдельно от общей человеческой культуры, она является ее составной частью. В масштабах общей культуры физическая культура рассматривается, как творческая деятельность человечества, находящаяся в тесной связи с историей общества, а так же как противоречивое единство этой деятельности и ее результатов, которое непосредственно выражается в совершенствовании двигательных способностей человека.

При рассматривании исторического процесса мы выделяем целенаправленные и планомерные усилия, которые предпринимали люда различных эпох в области физ. культуры. Сюда относятся физ. воспитание детей, военная подготовка, гигиенические и лечебные двигательные упражнения, игры и традиционные состязания. В то же время физ. культура, постоянно обогащающая арсенал своих средств элементами физ. упражнений, заимствованными из процессов трудовой и военной деятельности, проявляется не только как опора воспитания и здравоохранения, она так же удовлетворяет потребности общества.связанные с развитием эмоциональных представлений, снятием напряжения. развлечением и сохранением энергии. В конечном счете синтез истории физической культуры. отражает специфическую сферу преобразования природы человеком.формирования все более совершенного человеческого естества, сознания, регулирования социального общежития. а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.

В содержание предмета истории физической культуры входит изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры.

3.

Физическая культура рассматривается как органическая часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки к труду и военной деятельности. История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней. Каждый этап исторического развития имеет свои особенности, которые сказываются и на развитии физической культуры.

При первобытном общественном строе физическая культура имела свои особенности, исчезнувшие с появлением классов.

В свою очередь в классовом обществе возникли такие формы физической культуры, которые были типичны только для данной общественно- экономической формации (рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй).

Определенные исторические условия порождали и разные системы физического воспитания. Так элементы системы физического воспитания в доклассовом обществе характеризовались прежде всего тесной связью с трудовой деятельности людей.

В играх и упражнениях люди отражали конкретные сцены охоты или другого вида деятельности. Вместе с тем важной особенностью физического воспитания в первобытном обществе была его всеобщность.

С появлением классового общества системы физического воспитания стали носить классовый характер.выражая интересы борющихся классов.

В физическом воспитании в рабовладельческом обществе отражалось стремление рабовладельцев держать рабов в повиновении и cтpaxe и быть готовым с оружием в руках защищать интересы своего государства. Этим определялась в частности военная направленность физического воспитания.

Военную направленность имели и системы физического воспитания в феодальном обществе. Для этих систем характерна также сословность, отражающая образ жизни различных сословий и классов в феодальном обществе. В отличие от рабовладельческого общества, в котором физическая культура предназначалась для господствующего класса, а рабы вообще не могли иметь свою культуру, при феодализме крепостные и свободные ремесленники уже создали свою культуру(в частности физическую). Зарождалась система физического воспитания трудящихся, которая тем не менее большого развития не получил.

При капитализме господствующий класс впервые стал заинтересованным в физическом воспитании трудящихся. В этом коренное отличие развития физической культуры в эпоху капитализма от предшествующих эпох. Буржуазия использовала физическую культуру и спорт для отвлечения трудящихся от политической борьбы, для извлечения новых доходов.

При капитализме характерной особенностью стала более тесная связь систем физического воспитания с общественной жизнью различных слоев общества. Создавалось единства интересов противоположных классов в области физического воспитания.

Имелись особенности и в период социальной формации.

В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в спортивных учебных заведений, истории физической культуры отводится значительное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию и повыситъ педагогическую культуру.подготавливает к педагогической деятельности.

Составной частью предмета физической культуры выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения которых определяют ее достижения как учебной и научной дисциплины. В процессе своего формирования предмет истории физической культуры впитал в себя сведения из гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины, истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру с социологических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.

По своей структуре курс истории физической культуры состоит из трех частей: “Всеобщая история физической культуры”, “История физической культуры России и стран СНГ”, “История международного спортивного движения”. Периодизация каждого раздела рассматривается в рамках общественно-экономических формаций и соответствует периодизации принятой в истории.


4.

При изучении истории физической культуры и спорта используют различные источники:

1)архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты и другие письменные источники;

2)археологические и этнографические данные, свидетельствующие и применении физических упражнений и игр;

3)памятники изобразительного искусства, художественная литературы, кино-, фото- и фотоматериалы;

4)практические данные по развитию физической культуры у разных народов.

К методам научного исследования истории физической культуры и спорта относятся:

1)историко-теоретический анализ, обобщение и систематизация исторических материалов;

2)проведение исторической аналогии, сопоставления и сравнения;

3)системный, структурный и статистический анализ;

4)письменный (анкетный) опрос, интервьюирование и беседы;

5)обобщение практики и изучение опыта развития физической культуры и спорта.

Всеобщая история физической культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.