Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие внимания в русле культурно-исторической теории Л.С.Выготского.






Культур. развитие произвольного внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусств. стимулов-средств, посредством кот. он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, кот. своими яркими, необычными св-вами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого чел.а, произносимые им слова, кот. первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. С первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении др. людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. В школ. возрасте наступает перелом в развитии, кот. характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, осн. место среди всех его видов.

 

35. Общее понятие о воле и волевых процессах. Волевые качества личности.

Воля - это сознательное регулирование чел. своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутр. и внеш. трудности при совершении целенаправ. действий и поступков.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни. Волевое действие — это сознательное, целенаправл. действие, посредством кот. человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом». Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью кот. происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Обычно выделяют четыре формы самостимуляции:

1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения,

2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением,

3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

Для возникновения волевой регуляции необходимы опред. условия — наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние — время, пространство, противодействия людей, физ. свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние — отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, кот. создает необходимый тонус для преодоления трудностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.