Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы усвоения речи ребенком






Развитие речи ребенка подчинено опред. закономерностям. Существует специфич. возрастной период ее развития – первые три года. По истечения этой стадии процесс слухоречевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий. Осн. механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое эмоц. общение взрослого с кажд. ребенком индивидуально. Различные модуляции голоса взрослого выполняют роль пускового сигнала, приводящего в действие безусловно-рефлекторный механизм эхолалии: ребенок «играет» звуками, тренирует речевой аппарат, дифференцирует окр. звуки и голоса. Потребность в общении получает дальнейшее развитие. Впервые возникая в соц. ситуации, речь сопровождает др. виды Д ребенка. Правильное произнесение звуков предполагает сопряженную деятельность слухового и речедвигат. анализаторов. При этом слуховому анализатору принадлежит вед. роль. Акустические образы речи взрослых запечатлеваются в слуховой памяти ребенка и служат базой для их воспроизведения, поиска требуемых артикуляторных движений до совпадения с произношением окружающих. При вед. роли слухового анализатора последовательность усвоения произношения звуков определяется артикуляторными св-вами: проделывается путь от грубой артикуляторной дифференциации к более тонким процессам. Устная речь становится универсальным средством мышления, общения и познания, и оттачивается на протяжении всей жизни. Овладение речью – одной из центральных, важнейших псих. функций – в определяющей степени зависит от слуха.

Расстройства речи делят на три группы:

- связанные с потерей голоса,

- обусловленные нарушением произношения слов и затрагивающие формирование,

- понимание речи.

Афония представляет собой потерю голоса, кот. наблюдается при заболеваниях глотки или её нервного аппарата.

Дисфония менее серьёзное нарушение силы, тембра и высоты голоса.

Дизартрия нарушение функции мышц реч. аппарата (губ, языка, нёба или глотки). Слова могут произноситься с носовым оттенком, невнятно, но центр. символьный аспект речи при этом остаётся сохранным. Причинами дизартрии могут быть нарушения двигат. иннервации при поражении центр. или периферической нерв. системы, паркинсонизм и заболевания мозжечка.

Афазия нарушение формирования и понимания речи. Она часто обусловлена поражением доминантного полушария голов. мозга.

 

33. Воображение, его основные формы и их психологическая характеристика. Механизмы создания образов воображения.

Воображение — особая форма чел. психики, стоящая отдельно от остальных псих. процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы псих. процесса состоит в том, что воображение характерно только для чел.

Благодаря воображению чел. творит, разумно планирует свою Д и управляет ею. Почти вся чел. материальная и дух. культура явл. продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может - «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего чел. ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практ. действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практ. действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, кот. ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение – способность представлять отсутствующее или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.